Главная

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ

Чтобы ребёнок понял их цену и научился с ними обращаться, надо показать ему, в чём смысл денег, как планировать расходы и как отличать потребности от желаний. Тогда к подростковому возрасту у него естественно сформируются потребности: найти своё дело, обеспечивать себя, вкладывать деньги в семейный бюджет.

Он будет более защищён от мошенников, необдуманных кредитов и импульсивных покупок, а также подготовлен к разным финансовым задачам, которые могут жать его в карьере.

Объясните ребенку смысл денег. 

Расскажите ему, что, отдав определённую сумму денег, можно получить взамен товар или услугу. Устройте игру, в которой вы с ребёнком будете по очереди называть, что можно оплатить деньгами. Например, продукты, проезд в общественном транспорте, услуги ЖКХ.

Объяснить, откуда берутся деньги.

Расскажите простым языком, кем вы работаете, чем полезен ваш труд, кому он нужен, сколько времени занимают задачи. Если это возможно – отведите ребёнка к себе на работу и показатьжите, как вы и коллеги трудитесь. При этом нужно сделать акцент на том, что за принесённую пользу вы получаете ежемесячно определённую сумму денег – зарплату. Она не бесконечна, так как вы тратите её на покупки, которые ранее обсуждались. Поэтому вы продолжаете работать, чтобы вам платили ещё и ещё.

Чтобы сформировать разумный подход к донгам, расскажите ребёнку об отличиях между потребностями и желаниями.

У детей может быть много ситуативных прихотей. В магазинах продавцы специально кладут на нижние полки яркие сладости и игрушки, чтобы малыши их видели и просили у взрослых. Важно поговорить о разнице между тем, что человеку необходимо, и тем, что его просто радует.

Так, потребность – это то, без чего люди не могут обойтись прямо сейчас или в долгосрочной перспективе. Чтобы ребенок понял это, задайте ему наводящие вопросы: что будет, если человек перестанет есть, одеваться зимой в тёплую одежду, оплачивать жильё? Вместе распределите выявленные потребности на те, что надо удовлетворять в первую очередь, и те, которые терпят.

Желание – это что-то приятное, но не жизненно важное. Донесите до ребёнка, что желать чего-то – это хорошо, но лучше всего проверять желание временем или здравым смыслом. Например, исполненная мечта работать на шоколадной фабрике и каждый день объедаться сладостями приведёт к болезни. Зато на мечту купить конструктор и собрать из него замок можно постепенно накопить, а потом ещё сильнее порадоваться.

Обсудите тему семейного бюджета.

Ребёнок должен понимать, что потребности есть не только у него. Он живёт в семье, и ей в целом и каждому её члену по отдельности что-то бывает необходимо. Допустим, продукты – общая статья затрат для семьи, бензин покупает только папа, а учёба на курсах – мамина трата. Все эти потребности удовлетворяются, исходя из возможностей, в частности при наличии нужной суммы денег.

Разберите с ребёнком, кто приносит деньги в семью и как называется этот вид дохода. Допустим, у обоих родителей есть зарплата, а папа ещё подрабатывает репетитором. Затем обозначьте регулярные семейные, частные, сезонные траты. Ребенок наглядно увидит, что источников дохода, например, три, а статей расходов десять. Это даст ему понять, что к деньгам надо относиться бережно.

Регулярно планируйте и делайте совместные покупки.

Ребёнку нужно на практике осознать, что значит бережное отношение к деньгам. Определите сумму, которую планируете потратить в магазине, заложив в неё небольшой процент на желания ребенка.

Перед походом в магазин составьте вместе с ним список покупок, договорившись о том, что будет куплено лично ему. Уже в магазине не позволяйте ему менять решение и точно следуйте списку. Это довольно сложно, но педагогически правильно: ребёнок научится контролировать желания, соблюдать договорённости и действовать по плану.

Дайте ребенку возможность самому что-то купить.

Если ребёнок уже умеет считать хотя бы в пределах 50-100 рублей, то во время прогулки можно предложить ему самому купить себе лакомства. Дайте монетки или купюры, объясните, что такое цена, и позвольте ему выбрать лакомства. Сопровождайте его на кассе (чтобы ему не было страшно), но не мешайте рассчитываться.

Если он уложился в данную сумму – отметьте это, похвалите. Он запомнит положительный опыт. Если ребёнку не хватит денег, то ему придётся решать, от чего отказаться. Это научит его делать более обдуманные покупки, расставлять приоритеты, понимать конечность денег и важность планирования.

Уважаемые родители!

Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (4162) 226-247 или на сайте родители28.амур-иро.рф Консультации оказываются бесплатно.