МАМА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Психологами многих стран доказана высокая значимость для психического и личностного развития ребенка установления продолжительных и теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью или заменяющим ее человеком, в которых оба партнера находят удовлетворение и удовольствие.
На протяжении первых трех лет жизни у ребенка формируется привязанность к близкому взрослому, которая имеет очень большое значение для его дальнейшего развития.
Взрослый и ребенок, между которыми устанавливается привязанность, ведут себя совершенно иначе по отношению друг к другу и по взаимодействию с другими людьми. Они устанавливают, по существу, первые социальные связи.
Привязанность между ребенком и значимым взрослым, ухаживающим за ним (обычно и прежде всего это мама, но могут быть еще и отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, любые близкие люди, которые живут вместе с ребенком, ухаживают за ним, проводят много времени рядом с ним), — совершенно необходимое условие для успешного развития ребенка.
Результаты многочисленных наблюдений и исследований показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводит к серьезному стрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением.
Признаки привязанности
Каковы объективные признаки, на основании которых можно судить о том, что ребенок привязан к конкретному человеку? Для ответа на этот вопрос необходимо понаблюдать за поведением малыша.
- Человек, к которому ребенок привязан (объект привязанности), может лучше других успокоить и утешить его, когда он расстроен, когда он плохо себя чувствует, упал, ушибся и т. д.
- Ребенок чаще, чем к другим, обращается к близкому взрослому за утешением.
- В присутствии этого взрослого ребенок реже испытывает страх.
Привязанность чаще всего формируется к матери, но может возникнуть по отношению и к другому взрослому, с которым ребенок чаще всего общается и взаимодействует.
Как оценить качество взаимоотношений
Исследования привязанности обнаружили существование индивидуальных различий во взаимоотношениях ребенка с матерью и интенсивности протеста при разлуке с ней. Для того чтобы получить наиболее полные данные о качественных особенностях привязанности, известный психолог Мэри Эйнсворт с коллегами разработали специальную экспериментальную процедуру оценки качества привязанности, которая получила название «Незнакомая ситуация».
Эксперимент заключается в следующем: несколько мам с детьми оказываются в одном помещении, где есть игрушки. Таким образом, дети оказываются в незнакомой комнате в присутствии чужих людей. При этом мамы на короткое время покидают комнату, а исследователи наблюдают за поведением каждого ребенка.
Предложенная процедура позволяет провести ряд важных измерений:
- желание ребенка исследовать незнакомое помещение в присутствии разных людей или в одиночестве;
- реакция ребенка на разлуку (сепарацию) с разными взрослыми;
- поведение ребенка в ответ на присутствие незнакомого взрослого и характер взаимодействия с ним, а также реакция на воссоединение.
Эти показатели — разлука малыша с мамой, хоть и на короткое время, и пребывание его с незнакомым взрослым — оказываются очень важными показателями оценки того, насколько надежно ребенок привязан к матери, насколько эта привязанность придает ему уверенности в себе, сообщает чувство безопасности.
Типы привязанности
Разные дети в незнакомой ситуации ведут себя очень по-разному. На основе разницы их поведения были выделены типы привязанности. Основных из них три.
В зависимости от того, как ребенок реагирует на разлуку с матерью, в какой степени это влияет на его поведение, как быстро и легко он может успокоиться после стресса сепарации от матери, выделяют надежную, или безопасную, привязанность, ненадежную небезопасную привязанность избегающего типа, ненадежную небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.
Надежная привязанность
Возвращаясь к результатам эксперимента, ученые констатировали, что дети с надежным типом привязанности активно исследовали новое помещение, в котором впервые оказались, играли с игрушками, не очень сильно огорчались разлуке с матерью, когда она выходила из комнаты на короткое время, радовались ее возвращению, не испытывали выраженного стресса наедине с незнакомым взрослым.
Ненадежная привязанность избегающего типа
Малыши с ненадежной привязанностью избегающего типа не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Такие дети выглядят самостоятельными, эмоционально нейтральными, отстраненными от близкого взрослого.
При этом есть родители, которые радуются подобной самостоятельности и независимости ребенка, потому что это удобно, и ребенка можно оставить с любым взрослым, и т.п. Но не все так однозначно. Исследования показали, что при внешнем спокойствии такие дети все равно испытывают сильный стресс при расставании с матерью. Было замечено, что у них учащается дыхание и сердцебиение, потеют ладони. Все это говорит о том, что, хотя внешне они выглядят очень независимыми, на самом деле испытывают довольно сильную тревогу.
Ненадежная привязанность не сообщает чувства безопасности ребенку, не дает ему уверенности в том, что все хорошо.
Ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа
Дети с ненадежной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа часто проявляют тревогу, бурно реагируют на расставание с матерью. Однако, когда мать возвращается, ребенок как будто стремится к общению с ней, но в то же время отталкивает, прекращает взаимодействие (например, просится на руки, а затем сразу же требует, чтобы его опустили на пол). Во время эксперимента такие дети не проявляли интереса к игрушкам, мало взаимодействовали с незнакомым взрослым.
Дети с подобным типом привязанности испытывают сильную тревогу при расставании с мамой и очень двойственно себя ведут при ее возвращении. Их эмоции — это и радость, и гнев, и агрессия по отношению к маме.
Сформированная в первые годы жизни первичная привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Так, дети с безопасной привязанностью проявляют больше самостоятельности, социальной компетентности во взаимодействиях со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте, а также в начальной школе. Кроме того, они лучше адаптируются к новым воспитателям, учителям.
Модели привязанности, которые складываются у ребенка по отношению к матери, сопровождают человека всю жизнь. И работают в любых других межличностных отношениях и со взрослыми, и с детьми.
Условия формирования разных типов привязанности
От чего же зависит, какие отношения установятся между ребенком и близким взрослым?
Надежная привязанность формируется у детей, матери которых чувствительны и отзывчивы к потребностям ребенка. У них позитивные установки по отношению к своему ребенку, они выражают по отношению к нему положительные эмоции, эмоциональную поддержку, поддерживают инициативу, играют и занимаются с ребенком, получают удовольствие от контактов с ним. Они больше улыбаются и довольны собой как родителем. Своим поведением они удовлетворяют психологические потребности ребенка.
Ненадежная избегающая привязанность формируется у детей, матери которых не очень отзывчивы, нетерпеливы, склонны к выражению негативных эмоций по отношению к ребенку, не испытывают удовольствия от контактов с малышом. В других случаях «избегающие» младенцы растут у матерей, сюсюкающих и стимулирующих ребенка, когда он этого не хочет.
Действия матери невпопад заставляют ребенка сделать вывод о том, что с ней не удается выстроить гармоничные отношения: «Она плохо меня понимает, лучше вообще избегать всякого общения с ней и заниматься самим собой отдельно от мамы». При этом ребенок испытывает стресс, который будет испытывать и в других межличностных отношениях с детьми и взрослыми. Но выглядеть он может самодостаточным, словно ему никто не нужен.
Ненадежная тревожно-сопротивляющаяся привязанность формируется у детей, матери которых непоследовательны в проявлении заботы, реагируют на ребенка то с энтузиазмом, то с равнодушием в зависимости от своего настроения. Например, мама приходит с работы, радостно обнимает и целует ребенка. Ребенок хочет ей что-то показать и рассказать, но в этот момент звонит телефон, и мама полностью переключается на звонок, забывая о ребенке, и даже начинает ругать его за то, что он ей мешает. Дело кончается тем, что мама, которая только что проявляла и демонстрировала любовь к ребенку, в резкой форме может его оттолкнуть.
Что остается ребенку? Он борется с такой непоследовательностью в проявлении заботы с помощью отчаянных попыток привлечь внимание матери — крика, плача, цепляния, пытаясь добиться эмоциональной поддержки и утешения, а потерпев неудачу, становится агрессивным и капризным.
Данный паттерн непоследовательного поведения мамы от энтузиазма к отвержению как раз формирует сложный двойственный характер у самого ребенка. Это наносит вред его личностному развитию и навыку установления социальных контактов.
Нарушение привязанности и его последствия
Если особенности раннего опыта взаимодействия с матерью влияют на развитие ребенка, то что происходит в том случае, когда мать отсутствует или разлучается с ребенком на какой-то период?
В случае краткосрочной разлуки с матерью у детей старше 9 месяцев отмечается определенная эмоциональная травма. Прежде всего у ребенка наблюдается ярко выраженный протест, который затем сменяется отчаянием. После периода отчаяния наступает период относительного спокойствия, безразличия, когда ребенок не проявляет интереса к матери даже в ее присутствии.
Исследования воздействия краткосрочной разлуки ребенка с матерью показали, что при замене матери другим близким человеком, к которому у ребенка есть привязанность, последствия могут быть сглажены, если с ребенком остается другой взрослый, с которым у малыша сформированы в той или иной степени близкие отношения.
Однако последствия кратковременной разлуки с матерью могут привести к таким проявлениям, как капризы, тревожность, плаксивость, нарушение сна и аппетита. В раннем возрасте ребенок может проявлять подозрительность, тревогу, беспокойство по поводу возможного расставания с матерью.
Предотвратить негативные последствия можно, формируя с ребенком надежные доверительные отношения с самого раннего возраста и наполняя каждый момент общения теплотой и любовью.