Главная

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ

С приходом ребенка в начальную школу на него ложится большой груз «забот»: на уроке нужно терпеливо сидеть, слушать учителя, быть максимально сконцентрированным, выполнять домашние задания – в общем, учиться. На плечи родителей ложится важная задача – не только помочь ребенку адаптироваться, но и максимально вовлечь его в учебный процесс. Очень важно в начальной школе научить новоиспечённого школьника ответственности и умению работать.

Учеба в начальной школе является первым этапом большого пути ребенка в мир знаний. И от того, каким будет начало этого путешествия, зависят дальнейшие успехи.

Как научить ребенка учиться

Придавать учебным заданиям «свой» смысл. В первом классе учатся «буквы разные писать», крючки, петельки, закорючки, и эта «писанина» многим новоиспечённым школьникам не по нраву: «Скучно и трудно!». Можно заинтересовать ребёнка письмом Деду Морозу — как пожилой человек будет разбирать каракули? Или мотивировать его тем, что тётя/двоюродная сестра/бабушка, ждущая вестей от любимого родственника, огорчится, если ей не удастся разобрать долгожданное письмо.

Подбирать мотивацию. Спросите у школьника, что, по его мнению, даёт умение читать, писать, считать, запоминать стихи? Поговорите как со взрослым, расскажите о том, как важны знания, как они могут пригодиться во взрослой жизни, «привяжите» к этому мечты ребенка.

Зубрежка учебников – далеко не интересное занятие, поэтому поразмышляйте о том, как увлечь своего школьника наукой и пробудить в нем жажду к знаниям. Сейчас много красочных энциклопедий для младшего школьного возраста — подарите такую своему ученику — в них он найдет простые и веселые объяснения разным теориям, природным явлениям, историческим событиям и прочим интересным вещам. Сходите в планетарий, пусть он увидит звездное небо, и возможно, заинтересуется астрономией и тайнами окружающего мира.

Играть в школу. Каждый педагог знает: чтобы закрепить знания, нужно прочитать по этому материалу лекцию. Усадите перед ребенком зайчиков, мишек и предложите ему стать их учителем! И сами включайтесь в игру: задавайте вопросы, играя роль ученика. Демонстрируйте «учителю», что вы поняли материал не с первого раза, и в этом нет ничего постыдного. Такие игры помогают ребенку преодолевать страх неудач и ошибок.

Учить делать уроки самостоятельно. Каким бы ни был соблазн делать уроки вместе с первоклассником, постарайтесь постепенно уходить от этого сценария, иначе домашнее задание станет вашей зоной ответственности. Когда же мама задержится на работе, уроки останутся невыученными, так как школьник привык к другому формату занятий.

Развивать словарный запас. Это способствует более эффективному обучению. Как вариант, просите ребенка пересказывать перед сном сказки, больше общайтесь с ним, расспрашивайте о школе, о друзьях, о том, что изучали на уроке.

Прививать любовь к чтению. Предложите собрать свою библиотеку: раз в месяц покупать новую книгу. Чтение воспитывает в ребенке любознательность, желание получать знания, расширяет кругозор и воображение. Книги – инструмент, который помогает ребенку учиться и получать от этого удовольствие.

Не завышать значение оценок. Стоит объяснить ребёнку, что оценки имеют значение, но целью обучения в школе является интеллектуальное развитие и получение новых знаний. Это станет мотивацией не просто вызубрить задание и ответить на отлично, а понять пройденный материал. Если ребенок будет бояться, что ему дома «влетит» за плохую отметку, то быстро научиться скрывать оценки, обманывать и изворачиваться.

Поддерживать авторитет учителя. Родители, которые обсуждают учителя в присутствии ребенка, демотивируют его учиться. Постарайтесь делать акцент на хорошем, расскажите о важности его труда, о сложностях, с которыми сталкивается педагог.

Хвалить и поощрять. Показывайте, что видите старания ребёнка. Например, можно сказать: «Какой ты молодец, что доделал всё до конца», «Вижу, как ты старался, мы с папой гордимся тобой». Таким образом вы будете вселять в ребенка уверенность в его силах. Никогда не сравнивайте его с другими детьми и их успехами, чтобы не занижать самооценку и не «убивать» интерес к учебе.

Если у ребенка наблюдается стойкая неуспеваемость, обратитесь к специалистам. Возможно, опытные педагоги, дефектологи, психологи укажут на причины и предложат пути их устранения.

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.

Запись на бесплатную консультацию по телефону 8 416 2 226 247