Главная

НЕ ПОЙДУ В ШКОЛУ!

Современные родители нередко сталкиваются с проблемой: их дети не желают ходить в школу. О причинах такого поведения детей и о том, как себя при этом вести родителям, читайте в новостном материале педагога-психолога.

Как не усугубить ситуацию

Важно понимать, что необходимо бороться не с самим ребенком, а с его нежеланием. Попытки насильно заставить школьника учиться, используя наказания или шантаж, могут только усугубить ситуацию и демотивировать его. Родители могут прибегнуть к подобным попыткам повысить мотивацию ребенку к обучению из лучших побуждений, заботы о будущем ребенка, поэтому часто не понимают, почему же это не срабатывает, а иногда даже ухудшает ситуацию с нежеланием учиться.

Используя такие фразы, как «Не поедешь на отдых с нами, если будет тройка в четверти», «Прогуляешь школу — будешь под домашним арестом», «Не сделаешь домашнее задание — гулять не пойдешь», мы не повышаем мотивацию ребенка, а формируем страх наказания, и школьник, наоборот, теряет всяческое желание совершать попытки повышения успешности обучения.

Также не стоит запугивать ребенка «для профилактики» — например, когда он начал немного интересоваться учебными делами, а родители ему говорят: «Смотри, не запускай, а то лишишься… (не поедешь, не сможешь)». Так у него возникает чувство несправедливости, из-за чего ребенок совсем не видит смысла продолжать стараться. В таком случае нужно не запугивать, а наоборот, похвалить и поддержать его.

Причины нежелания идти в школу

Чтобы помочь ребенку, необходимо понять причины его нежелания идти в школу.

Проблемы при общении со сверстниками

Школьники часто сталкиваются с непониманием со стороны одноклассников, конфликтами и трудностями в общении, что может отбить у них желание посещать школу. Причин трудностей в общении со сверстниками может быть множество, например, застенчивость, когда ребенок боится сделать что-то не так, заговорить с другим и т. д. В таком случае более глубокой причиной является неуверенность в себе, которая мешает ему в выстраивании контактов со сверстниками.

Внутрисемейные отношения

Ребенок, к позиции которого прислушиваются его родные дома и поддерживают его инициативность, как правило, легче выстраивает взаимоотношения со сверстниками. В обратном случае у ребенка из семьи не формируются основные коммуникативные компетенции, такие как умение слушать и слышать. Иногда дети проявляют агрессию в ситуациях возникновения конфликтов, часто это случается из-за того, что ребенок просто не знает, как себя вести в подобных ситуациях.

Проблемы с учителями или конкретным преподавателем

Негативные комментарии учителя или неправильное отношение к ребенку могут стать причиной его нежелания ходить в школу. К таким ситуациям можно отнести часто встречающийся пример «навешивания ярлыков» ученикам или же случаи, когда учитель обращает внимание только на тех ребят в классе, которые быстрее усваивают материал, а остальных практически не замечает.

Трудности в учебе

Некоторым школьникам трудно усваивать материал, что приводит к отставанию и потере интереса к обучению. Так, иногда ребенок пропустил несколько уроков, упустил суть разбираемого материала и потерялся в нем. В случае когда ребенок не смог самостоятельно освоить пропущенное, никто не пришел на помощь, он сталкивается с трудностями в решении ряда заданий по данному материалу, которые ведут за собой проблемы и в последующих темах, связанных с пропущенной. В результате такой ситуации перед ребенком возвышается постоянно растущая стена трудностей, из-за которой он теряет интерес к учебе.

Скука

Если ребенок легко усваивает учебный материал, то ему может стать скучно, и он перестает проявлять интерес к учебе. Также школьнику может стать скучно в школе из-за форм и форматов проведения тех или иных уроков. Современный ребенок быстро осуществляет поиск информации и работу с ней, поэтому, когда он сталкивается с традиционными школьными форматами, он теряет интерес.

Непонимание ценности школьного образования

Часто дети не видят связи между учебой и реальной жизнью, что также может снизить их мотивацию.

Как родителям помочь своему ребенку и поддержать его

  • Хвалите ребенка за все его достижения — не только в учебе, но и в других сферах его интересов, таких как дополнительные занятия или хобби. Поддерживайте его любознательность, отвечайте на вопросы и развивайте интересующие темы вместе с ним.
  • Разрешите ребенку использовать открытые источники интернета, научите его безопасному использованию Сети и поиску полезной информации.
  • Объясните ребенку, что ошибки являются нормальной частью обучения, и вы всегда готовы помочь ему разобраться в совершенных ошибках. Вместе с ним найдите материалы, объясняющие тему, с которой у него возникли трудности.
  • Учитывайте график отдыха и прогулок, не перегружайте ребенка учебой. Поддерживайте его интересы и поощряйте его увлечения.
  • Помните, что награды в виде денег или подарков не являются эффективным мотивационным инструментом. Исследователи выявили частую тенденцию у современных родителей использовать награду в виде денег, однако подобный способ повысить желание учиться ослабляет познавательную мотивацию ребенка — ведь тогда он учится не ради процесса, а ради получения денег. Более ценным для ребенка будет проведенное с вами время и полученные впечатления.
  • Прислушивайтесь к своему ребенку, выстраивайте доверительные отношения, внимательно относитесь к его словам и серьезно воспринимайте переживания. Именно родители должны первыми прийти на помощь и протянуть руку помощи, когда дела в школе складываются не лучшим образом.

Нежелание идти в школу — это сигнал для родителей, показывающий, что в жизни их детей происходит что-то неладное, поэтому необходимо разобраться с причинами и помочь ребенку преодолеть трудности. При необходимости обратиться к психологу за консультацией.

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.

Запись на бесплатную консультацию по телефону

8 416 2 226 247