ПРОБЛЕМА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание проявляется, как правило, в раннем возрасте и может быть вызвано массой причин.
Своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы. Заикание может быть вызвано как внешними, так и внутренними факторами. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга.
Врожденные причины
Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев плоду патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, он мог страдать от внутриутробной инфекции.
Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же он получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
Индивидуальные особенности. У детей повышенной возбудимостью и нервозностью заикание встречается чаще, чем у других.
Приобретенное заикание:
Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес сильный стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им. В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, семья переживает развод родителей, физически наказывают ребенка, властный доминирующий отец подавляет активность ребенка, запрещается выражение отрицательных чувств ребенка. Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют недостаточно слажено, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить леворукость на праворукость. Переобучение с ведущей руки на неведущую является сильным стрессом для ребенка. Дети левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психики.
Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается, малыш может просто копировать манеру речи заикающегося человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
Внимательное наблюдение за ребенком поможет выяснить причину заикания. Если малыш начинает заикаться в ситуации, когда сильно волнуется, но при этом нормально говорит в спокойной привычной обстановке, то можно говорить о приобретенном или неврозоподобном заикании. Если же ребенок заикается независимо от ситуации, в таком случае можно говорить о неправильной работе головного мозга. Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяется в первую очередь тем, когда оно возникло. Если заикание отмечается не более 2х месяцев, оно считается начальным, если больше – закрепившимся. Рекомендации при начальном заикании, существенно отличаются от заикания закрепившегося.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Заикание начальное (до 2 месяцев)
• обратиться к врачу неврологу или психиатру за консультацией, т.к. не существует однозначной стандартной схемы лечения заикания, лечение всегда индивидуально для каждого ребенка;
• составить список ситуаций, при которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на психоэмоциональное состояние ребенка;
• устранить психотравмирующую причину (если это случилось в детском саду, сделайте все возможное, чтоб ребенку не нужно было туда ходить – домашний режим минимум на 2 месяца);
• частое общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок – организовать жизнь ребенка так, чтоб свести до минимума такое общение;
• иногда благотворно влияет полная смена обстановки: поездка к бабушке, в пансионат, на дачу и т.п.;
• если заикание возникло вследствие рождения младших детей в семье, постарайтесь относиться к нему как маленькому (дайте ему давно забытые игрушки, соску, баюкайте как малыша, чаще берите на руки);
• постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку на некоторое время (ограничьте просмотр телевизора, посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, гуляйте в парках, скверах, подальше от детских площадок, где большое скопление детей, читайте книги, которые ребенок любит);
• соблюдайте режим дня (обратите внимание, сколько времени ваш малыш спит, когда засыпает, не страдает ли от перегрузок и истерик, какиелибо домашние действия сделайте привычными: изо дня в день после ужина совершайте одни и те же действия: убрать игрушки, купаться, читать книжку и спать);
• давайте ребенку больше рисовать гуашью на больших листах бумаги (ребенок сможет более полно отразить свое эмоциональное состояние), научите играть в настольные игры (лото, мозаика, мелкий конструктор) это успокаивает и развивает моторику пальцев рук;
• укрепляют нервную систему игры с водой, с песком, петь и двигаться под музыку;
- Закрепившееся заикание (более 2х месяцев)
• ведите такой же образ жизни, что и при начальном заикании, главное не посещайте зрелищные мероприятия до 6 лет;
• ведите занятия с логопедом;
• не забывайте о волнообразном течении заикания (ухудшение улучшение речи с некоторой периодичностью): в моменты улучшения речи заниматься нужно больше – читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки, организовывать домашний театр и т.п. (иногда ребенок говорит без запинки, просто надев на себя маску);
• учить ребенка читать по слогам (это помогает увидеть ритмический рисунок слова и улучшить устную речь);
• прежде чем задать вопрос своему малышу подумайте, так ли важен этот вопрос, особенно нежелательны вопросы, вызывающие у ребенка чувство стыда, не устраивайте допросов);
• постарайтесь удержать малыша от речи, когда он плачет или находится на грани истерики (отвлеките малыша чем-нибудь интересным, приласкайте и успокойте);
• не делайте замечаний, если ребенок использует слова или звуки «паразиты» (это дает ребенку возможность сосредоточиться, подготовить артикуляцию);
• не ругайте и не «закаливайте» малыша, пытаясь устранить его страхи (просто поверьте ему и поучаствуйте в этой игре вместе с ним);
• не наказывайте ребенка за произнесение нецензурных слов (не заостряйте внимание);
• старайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, особенно, касающиеся ребенка.
Уважаемые родители!
Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (4162) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.