Главная

Дети в интернете. Гаджеты — есть ли польза?

«Если вы все еще думаете, что от технологий сплошной вред, то наверняка вы плохо знакомы с современными программами для детей всех возрастов. Огромное количество разработчиков борется за то, чтобы пребывание детей в интернете устраивало не только ребенка, но и его родителя. Распространенность и вседоступность гаджетов можно легко использовать в свою пользу — это носители знаний, а также кладезь интерактивных платформ. Нужно лишь научиться грамотно использовать этот ресурс, четко понимая возможности и область применения устройства»

Рассмотрим возрастные периоды ребенка и узнаем, какие технологические возможности могут быть им полезны.

0-3 года — раннее детство. Малышу до первого года жизни важнее всего быть с мамой. Она — главный источник безопасности, эмоционального и физического комфорта. И никакие гаджеты не смогут это заменить: всё, что родитель может дать ребенку в этот период — это свое тепло и присутствие.  

По окончании первого года жизни ребенок обретает большую автономность, появляется потребность делать все вместе с мамой. Он учится у взрослого речи, предметно-бытовой деятельности, узнает, какие существа его окружают и научается различать их. В том числе в этом могут помочь и электронные девайсы: обучающие игры (со звуками животных, алфавитом, применением бытовых приборов, счетом, цветами  и т.п), головоломки ( с простыми математическими задачами, пазлами, умными раскрасками, геометрическими фигурами, загадками), мультфильмы, электронные книжки и интерактивные иллюстрации.  

Не также забывайте о возможностях электронных музыкальных инструментов. Теперь для развития не обязательно покупать огромное количество игрушек, которые перестанут быть интересны через год. Достаточно скачать нужные игры на планшет. Важно делать это совместно с ребенком, объяснять ему все новое и непонятное, ведь самостоятельно он не способен прочитать и понять смысл задания или загадки.  

Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – не более 1 часа в день.

3-7 лет — дошкольный возраст. Возраст игры — через нее ребенок усваивает моральные нормы общества (что такое хорошо, а что такое плохо), получает первые представление о гендерной принадлежности. Детки в этот период очень энергичны, с интересом пробуют себя в разных ролях, активно учатся у взрослого, но теперь хотят делать все самостоятельно, а не совместно с родителем.  

 В данном возрасте будут полезны сказки и мультфильмы, из которых ребенок сможет брать героев для подражания, проигрывать и моделировать сцены с любимыми персонажами, идентифицировать себя с ними. Ко двору придутся развивающие и обучающие игры на планшете или компьютере, где ребенок сможет принимать решения, учиться концентрироваться, копировать поведение, сопереживать и учиться понимать чужие чувства. Через игру ребенку легче всего осваивать новые навыки предметно-бытовой деятельности и впитывать социальные правила.  

Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – не более 1 часа в день.

7-11 лет — младший школьный возраст. Ребенок начинает ходить в школу, чему сопутствуют множество изменений: подготовка уроков, необходимость держать дисциплину, концентрироваться, планировать и распределять свое время. Активно развивается мышление, память, формируется воля, самоорганизация и контроль. Вокруг огромное количество информации, которую надо усвоить, и не всегда ребенку дается это легко. Наравне с его новыми обязанностями, младшему школьнику хочется  играть в командные игры с детьми своего пола, соревноваться и побеждать.  

Современные дети часто объединяются вокруг онлайн игр, вместе их проходят, а потом активно обсуждают, соревнуются в успехах. Школьники  любят быть в группе, где чувствуют себя защищенными и нужными.  

Онлайн платформы могут помогать в обучении: вместо стопки учебников в рюкзаке — одна электронная книга, логические загадки и головоломки помогут развитию мышления,  а интерактивные игры — выучить таблицу умножения и стихотворение. Также на помощь придут приложения,  электронные оповещения и будильники для планирования времени и нагрузки. Появляются первые мессенджеры для общения со сверстниками. Онлайн игры в небольших количествах помогут быть на одной волне с одноклассниками и не быть изгнанным из группы.  

Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – от 1 до 3 часов в сутки.

12-15 — младший подростковый возраст. В этом возрасте ребенок впервые начинает задавать себе вопрос “кто я такой?”. В приоритете оказываются интимно-личностное общение со сверстниками, построение отношений с друзьями, миром и самим собой. Подросток охвачен новыми чувствами и с упоением занимается самопознанием. Главный конфликт этого возраста заключается в появлении чувства взрослости, которое не совпадает с реальным статусом ребенка. Помимо этого, в этом возрасте происходят мощные физиологические изменения.  

Для современных подростков всемирная паутина является тем желанным островком независимости и полной самостоятельности. Здесь они могут заводить знакомства, проявлять себя, самоопределяться, узнавать новое и делиться им. Интернет — то самое окошко во взрослый мир, где у них есть  право слова и право выбора, право быть кем угодно. Огромная часть всех коммуникаций со сверстниками проходят в социальных сетях, даже субкультуры теперь виртуальные. Кроме того, сейчас появилась возможность зарабатывать через интернет. Собственные деньги — не это ли мечта всех подростков? Это ведь еще один виток сепарации! Увлечения компьютерными играми позволяют не только приблизиться к группе единомышленников (сейчас существуют огромные сообщества, посвященные играм), но и примерить на себя разные социальные роли. Иными словами, онлайн пространство — замечательная возможность самореализации подростков. 

Будьте внимательны к тому, сколько времени ребенок проводит за компьютером и каким настроением это сопровождается. Поинтересуйтесь, чем он занят, что интересного узнал за сегодня. 

Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – от 3 до 5 часов в сутки.

15-17 — старший подростковый возраст. В этом периоде деятельность молодых людей направлена на профессиональную и личностную ориентации.  Приобретаются новые знания, необходимые для будущей профессии, формируется свое мнение относительно устройства мира  и личностная позиция.  Нормально, если эти взгляды все еще отчаются от родительских.  

Интернет на этом этапе является незаменимой площадкой для проб и ошибок, поиска информации по будущей профессии, популярным ВУЗам, а также продолжает быть источником общения и новых контактов. Всё еще не стоит увлекаться компьютерными играми. Если они не являются сферой будущей профессии, то «зависание в стрелялках» может сбить с намеченного фокуса. Также подростки могут прятать за игрой страх выбора и самоопределения. Однако чаще всего игра и интернет — это один из способов расслабиться и отвлечься от подготовки к экзаменам и прочих стрессов. Переход на новый этап жизни (из ребенка-школьника во взрослого студента) мучительный, ответственный и сопровождаться множеством сомнений. Нужно дать юношам и девушкам время подумать и постараться отнестись с пониманием к их решению. Детям даже в 17-18 лет нелегко дается выбор направления будущей жизни. Им как никогда нужна поддержка. 

У старших подростков оптимум времени отсутствует.

Электронный носитель не должен быть единственным источником развития. Физические упражнения, умственная нагрузка, общение со сверстниками и хороший контакт с родителями — вот главные источники здоровья. А технологии — инструмент, который расширяет возможности и делает многие вещи более доступными и удобными. Также это одно из новых направлений социализации и общения.

 При осознанном подходе к этому вопросу довольны будут не только дети, но и мама с папой.

Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро.. Консультации оказываются на безвозмездной основе, бесплатно.

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.