Главная

КАК ВОСПИТАТЬ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ РЕБЕНКА

Уверенность в себе – это важное качество, которое указывает на то, что человек ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. В период детства формируется самооценка. И родители напрямую на нее влияют: могут скорректировать неуверенность или, наоборот, усугубить ситуацию.

Признаки неуверенности в себе у ребенка. Эти признаки стоит обратить внимание, скорее всего, если ребенку свойственно такое поведение, то у него невысокая самооценка:

— ребенок постоянно уступает, даже не старается настоять на том, что для него важно;

— заранее настраивается на неудачный исход. Говорит «у меня не получится», «я не могу». Слова поддержки на него не действуют и еще больше парализуют. В сложных ситуациях он как будто замирает и постоянно обращается ко взрослым за помощью;

— действия ребенка направлены на получение похвалы и одобрения. Всем детям важна поддержка, но неуверенные в себе всегда в поиске зеркала, которое их отразит;

— ребенок стремится сделать всё идеально. Когда не получается, перестает пробовать еще. Так как идеал — дело недостижимое, растет тревожность и страх ошибки.

Некоторые взрослые понимают под уверенным поведением нечто другое. Они учат своего ребенка быть «хозяином жизни», культивируя в нем чувство превосходства над другими. Такие дети часто вырастают эгоцентричными, не способными понять чувства другого человека, считают, что весь мир должен им, ведут себя агрессивно, если не получают желаемого. И сами родители потом от этого страдают, потому что ребенок не уважает не только окружающих людей но и своих родителей.

Что делать родителям, чтобы воспитать уверенную личность?

Родители играют главную роль в формировании у ребенка уверенности в себе. Это качество влияет на гармоничное развитие ребенка, качество жизни, успешность, взаимодействие в социуме. Уверенность в себе и своих силах — один из главных подарков, который родители могут подарить своим детям.

Учите отстаивать ребенка свои интересы.

Уверенность или неуверенность в себе формируется в дошкольном возрасте. И конечно, огромное влияние на это оказывают значимые взрослые.

Первый этап формирования складывается из отношения к ребенку мамы, папы, бабушки: как они с ним общаются и обращаются, что ему о нем сообщают (оценивают ли его), ставят ли ему границы и оставляют ли свободу в рамках этих границ.

Второй этап — возраст около пяти лет. Здесь ребенок начинает обращать внимание на поведение других. Если мама говорит «надо быть уверенным и отстаивать свои интересы», но на деле не может защитить свои границы и быть устойчивой в спорных ситуациях, ребенок примет за основу такую же ролевую модель. В первую очередь дети будут повторять то, что делают родители.

Уверенность в себе — это также умение двигаться вперед даже в сложных ситуациях, желание опереться на свои силы. Поэтому она складывается в момент, когда ребенок овладевает определенными навыками согласно возрасту. Да, кризис трех лет — непростое испытание и для окружающих, и для самого ребенка, но в этот важный этап, появляется уверенность «я могу». И это «я могу» не на уровне мыслей, а на уровне ощущений и установок. Это чувство в дальнейшем будет его внутренним маяком. И в этот период, когда взрослым проще сделать самим за ребенка, чем ждать, пока ребенок справится с замком, шнурками, родителям лучше дать возможность самому ребенку проявить самостоятельность. Поэтому важно начинать развивать уверенность ребенка примерно с 2–3 лет, через навыки и действия.

Начните с себя. Начните с простого: замените критику и комментарии на поддержку и похвалу. После 6 лет уверенность в себе у детей — это результат их действий и побед. Важно эти победы замечать и помогать достигать новых вершин.

Например, будете говорить, что ребенок неаккуратный, — он таким и вырастет, так как вы постоянно акцентируете на этом внимание.

Для родителя важно отразить усилия, которые приложил ребенок. Формулировка «Молодец, классная картина» не подойдет — это не информативно. А когда вы говорите «Я вижу, как ты старался, какие интересные цвета выбрал!», ребенок может присвоить себе свой труд.

Уважайте мысли и эмоции ребенка. Ваш ребенок имеет право быть с вами несогласным, испытывать злость, обиду, раздражение. Прекратите стыдить ребенка за его «неудобность», обесценивать его достижения, оскорблять только на том основании, что вы старше и «мудрее».

Учите его отстаивать свою точку зрения. Прививайте вашему ребенку умение понимать и отстаивать свои интересы. Не бойтесь спрашивать его мнения по важным вопросам, предоставляйте ему свободу выбора.

Объясните ребенку его права и свободы. Многие родители стараются навесить на ребенка побольше обязательств. Они учат его быть послушным, хорошо учиться, помогать по дому, заботиться о младших. Такое воспитание прививает ребенку позицию жертвы, мол, ты всем должен, но сам ни на что не имеешь прав. Покажите чаду, что у него тоже есть достоинства, с которыми окружающие должны считаться. Если хотите видеть его самореализованным и счастливым человеком.

Не прививайте ребенку чувство исключительности. Все дети для своих родителей — исключительные. Но когда они попадают в общество, то становятся обычными людьми. Ребенок должен понимать, что он не лучше, и не хуже других людей, так сформируется адекватная самооценка.

Никогда не сравнивайте с другими!

Ребенок любого возраста — это уже личность, со своими интересами, потребностями, характером. Принимать его такого, какой он есть, любить, быть с ним не рядом, а вместе — это уже весомый вклад родителей в самооценку.

Счастливые дети счастливых родителей — вот кто точно идет уверенно по жизни!

Коробкова Елена Владимировна — педагог-психолог, консультант Службы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям.

Для записи на консультацию, необходимо позвонить по телефону 84162226247 (консультация БЕСПЛАТНАЯ)

Наши контакты:

Амурская область, г. Благовещенск, улица Пушкина, д. 44, каб.24 Телефон: +7 (4162) 226-247

 Сайт: https://родители28.амур-иро.рф/

Telegram: https://t.me/+jvpRnzkM9iI0ZTBi