КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ С ДЕТЬМИ В НОВОМ КЛАССЕ
Дети меняют школы и классы не только при смене места жительства, но и при поиске родителями «сильных» педагогов и хороших учебных заведений. Расставаться с друзьями и привычными стенами бывает непросто, как и найти друзей на новом месте.
К моменту прихода «новенького» класс зачастую представляет собой уже сложившийся коллектив: все роли распределены, маленькие группы друзей и приятелей сложены. Многие вновь прибывшие не хотят «навязываться» и ждут, что одноклассники сами подойдут и скажут: «Давай с нами!», но так бывает далеко не всегда. Ребенку необходимо быть активным, если он намерен сдружиться с одноклассниками, и быть готовым к тому, что сверстники не будут думать, как осчастливить и развлечь его, поэтому первый шаг нужно сделать тому, кто вливается в коллектив. В общем, ребенку предстоит адаптация, и поддержка близких в этот момент очень нужна.
В зависимости от возраста дети по-разному принимают перемены. И если старшеклассники нехотя делятся неприятностями, и помочь им сложно, то школьники начальной и средней школы часто рассказывают о том, что их волнует, при доброжелательности и искренней заинтересованности.
- В начальной школе дети в большинстве своём неравнодушны к учебе: они старательны, переживают за оценки, и если на новом месте увлечь их, к примеру, новыми интересными занятиями, то адаптация пройдет легко.
- У детей среднего школьного возраста могут возникнуть подростковые проявления: замкнутость, негатив, агрессия. Не требуйте пятёрок во время привыкания к новой школе. Для подростка важно найти хорошую мотивацию, например, новые возможности, сильный педагогический состав.
- Старшеклассники очень привязаны к друзьям-одноклассникам, поэтому нелегко переносят «перемену мест», нередко впадают в уныние. Важно дать подростку возможность поверить в свои силы.
Как поддержать ребенка
- Относитесь с пониманием к «тратите времени» на встречи с бывшими одноклассниками.
- Озвучивайте «плюсы» новой школы и настраивайте на позитив.
- Плотно общайтесь: вместо привычных вопросов «Как дела в школе?» и «Что задали?» формулируйте конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «С кем познакомился?», «Какие сложности возникали?», — так вы сможете держать руку на пульсе, а ребенок проанализировать обстановку.
- В первое время можно помогать с уроками, если есть сложности: вместе искать информацию, объяснять или находить объяснение тех или иных тем в интернете, обсуждать услышанное и отвечать на вопросы. За ребёнка делать уроки нельзя.
- На время адаптации сократить количество домашних обязанностей.
- Практикуйте совместные развлечения: они отвлекут вашего ученика от школьных дел и помогут зарядиться положительными эмоциями, что просто необходимо в это время.
- Поощряйте новые знакомства сына или дочки. Можно пригласить новых друзей домой и поиграть с ними в какую-либо игру, а после поговорить с чадом о ребятах. Можно договориться с одной из мам одноклассника/одноклассницы и гулять вместе после уроков.
- Запишите ребёнка в кружок или на секцию, которые посещают его одноклассники, с согласия чада, разумеется. Общие интересы сближают.
- Пообщайтесь с классным руководителем — нужно знать, как у ребенка проходит адаптация, как к нему относятся одноклассники и ладит ли он с ними. Если вовлекать учителя в данную проблему, то он постарается помочь вашему ребенку стать частью коллектива или понаблюдает за общением детей на переменках.
Как вести себя новичку: советы школьникам
- Быть вежливым, приветливым, дружелюбным, аккуратным. Люди изначально судят о человеке по внешности и манере поведения — они могут как помочь наладить контакт с одноклассниками, так и помешать.
- Не слишком активничать, а наблюдать за тем, что происходит в классе — эти наблюдения очень пригодятся.
- Не прогибаться, не угодничать и не покупать дружбу — ничего хорошего из этого не выйдет.
- Не говорить одноклассникам о том, что в прежней школе было лучше — ребята примут это за зазнайство.
- Не хвалиться и ничего о себе не придумывать.
- Не ябедничать, не настраивать класс против себя.
- На придирки и подколки отвечать спокойно, голос не повышать.
- Не соглашаться делать то, чего не хочешь, лишь бы понравиться.
- Обращаться к взрослым за советом и помощью.
- Не привлекать всеми силами внимание.
Хороший способ поговорить о том, как сын или дочь привыкает к новой школе, — ввести традицию «вечерней свечи» — как в летнем лагере. Каждый вечер зажигать свечу и под ее горение всем членам семьи рассказывать о том, как прошёл день. Младшие школьники могут рассказать о трёх счастливых и трёх грустных моментах. Пусть эти моменты будут без осуждения и критики.
Помогите своему школьнику не потерять уверенность и остаться собой при переходе в новую школу!
Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,
консультант Службы психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям.
Запись на бесплатную консультацию по телефону 8 416 2 226 247