Главная

Как уберечь ребенка от плохой компании

Большинство родителей боятся, что их ребенок свяжется с «плохой компанией». Подобные опасения становятся особенно актуальными в подростковом возрасте. Уличные драки, курение, распитие спиртных напитков, наркомания и токсикомания, вызывающее поведение на улице, разговоры с применением мата… список опасностей довольно большой. Кроме этого, существуют значительные риски «нарваться» на плохую компанию в Интернете, где появилось много опасных групп — суицидальные субкультуры, опасные игры, религиозные секты и даже группировки.

Какие дети больше всего подвержены чужому влиянию

Пока ребенок посещает детский сад и начальную школу, он может то следовать за кем-то, то лидировать, так как в это время идет формирование идентичности: он познает себя, исследует окружение. И если ребёнок всегда оставляет решение сверстникам, то его шансы попасть в плохую компанию в будущем значительно повышаются.

Чаще всего под влияние попадают дети, обделенные вниманием в семье; обиженные на родителей; гиперопекаемые; тихие, стесняющиеся говорить «нет».

Уберечь от дурного влияния. Как?

В общении с ребенком старайтесь придерживаться следующих принципов:

  1. Разговаривать «по душам», слушать и слышать. Если уходить от диалога, ссылаясь на занятость, то в будущем дети будут всеми средствами искать внимания и участия у чужих людей. Объяснять, что хорошие друзья – это те, кто вдохновляет и поддерживает, а не те, кто вечно критикует, «берет на понт», подталкивает к неправильным/некрасивым/опасным поступкам. Учите ребенка аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, развивать критическое мышление, принимать собственные решения и делать правильные выводы. Это поможет принимать осознанные решения и отличать плохую компанию от хорошей.
    Обсуждайте с ребенком опасности и последствия, связанные с плохой компанией: негативное влияние на учебу, вовлеченность в опасные ситуации или проблемы с законом. Объясните, что правильный выбор друзей может повлиять на будущее.
  2. Объяснять решения и намерения. При принятии любого решения, затрагивающего интересы ребенка, необходимо объяснять, почему вы поступаете именно так. Фраза «потому что я так решила» порождает обиды и способствует утрате близости и доверия. Со временем подросток научится подчиняться чужим решениям — это будет гораздо проще, чем принимать и отстаивать собственные — как говорится, «кто на что учился».
    Если ребенок будет чувствовать поддержку и понимание, то будет больше доверять вашим советам и рекомендациям.
  3. Повышать самооценку. Даже если подросток совершил какой-то проступок или принёс плохую оценку, нельзя его унижать, называть плохими словами и уж тем более не прибегать к физическим наказаниям — это лишает ребенка самоуважения.
    Поощряйте любые успехи. Научите чадо ставить цели и покажите, что они достижимы. Формируйте цепочку мышления – «я могу, я смогу, я смог». Предложите взять обычную тетрадь и записать в нее задачи, которые «по плечу»: например, можно поставить три ключевые цели на лето – научиться подтягиваться 10 раз, выучить 100 новых английских (японских) слов, научиться плавать или кататься на роликах.
  4. Давать больше самостоятельности. Желание родителей «подстелить соломку» вполне понятно, но неконструктивно. Надо контролировать, но не опекать: позволять ребенку, где возможно, учиться на собственных ошибках. Контроль должен быть здоровым — не надо слишком вторгаться в личное пространство. Честность в отношениях и доверие дадут детям уверенность в себе.
    Ребенку с раннего возраста необходимо давать возможность принимать собственные решения. Например, самому выбирать, как одеваться, какую прическу носить, какие кружки посещать, что подарить однокласснику, какие обои поклеить в своей комнате и т. д. Неумение сделать выбор ведет к неуверенности в себе и безответственности.
  5. Учить говорить «нет» и устанавливать личные границы. Самая главная ценность – это жизнь человека, его достоинство, право иметь свою точку зрения. Внушайте подростку, что никто не вправе принудить его делать то, что он не желает.
  6. Развивать ораторские способности. Иметь собственное мнение и уметь высказать его – не одно и то же. Развитие ораторских навыков стоит начать с контроля своей речи в течение дня. Во-первых, убрать слова-паразиты и незаконченные предложения. Далее — больше читать — по ролям и по очереди, стремиться к постоянному обогащению словарного запаса. Умение выразить своё мнение очень важно, потому что в этом случае человеку трудно навязать свою волю.
  7. Договариваться. Не стоит ставить ультиматумов. У подростков сильно развито чувство протеста — если запрещать им что-либо в ультимативной форме, например, дружить с «плохими ребятами», то они сделают наоборот.
  8. Поощрять увлечения и развитие. Постарайтесь предоставить ребёнку возможность заниматься спортом, искусством, музыкой, волонтерской деятельностью или другими хобби. Участие в таких занятиях поможет найти друзей, которые разделяют его интересы.
  9. Если замечаете, что ребенок, несмотря на все усилия, все-таки попал под влияние сверстников-хулиганов или в плохую компанию, не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. Специалисты смогут оказать поддержку и предложить стратегии решения данной проблемы.

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.

Запись на бесплатную консультацию по телефону

8 416 2 226 247