Главная

КРИЗИС 7 ЛЕТ. КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ?

Кризис в возрасте 7 лет — очередной этап развития ребенка, связанный с изменением социального статуса.

Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь своему ребенку? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Что происходит в этот период: привыкание к учебным нагрузкам; изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи; общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

В этот период появляются закономерности поведения, которые не должны пугать родителей:

— наигранность;

— вертлявость, неусидчивость;

— вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;

— передразнивание взрослых;

— клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Все это дополняется такими эмоциональными характеристиками, как повышенная утомляемость; раздражительность; вспыльчивость; рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе; агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

— сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;

— ищут авторитет — к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;

— жалуются и ябедничают друг на друга.

Причины кризиса:

— в школе ребёнок впервые сталкивается с серьёзными ограничениями в плане дисциплины;

— в младшем школьном возрасте к ребёнку приходит осознание собственных переживаний на более глубоком уровне, чем когда он был дошкольником. Он начинает постепенно понимать, как устроен не только мир, но и он сам;

— зачастую, именно в возрасте 7 лет ребёнок начинает больше времени проводить со сверстниками;

— в новой среде ребёнок знакомится с особенностями поведения своих новых знакомых и гораздо ближе и плотнее сталкивается с такими чувствами и явлениями, как дружба, симпатия, гнев, обиды, несправедливость;

— ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление;

— еще один аспект кризиса 7 лет — утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье. Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями происходит стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония — ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет — потребность и возможность функционировать в социуме. Ребенок стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Что делать родителям?

Прежде всего — не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям

Следует изменить свое отношение к ребенку, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

Право на собственные решения

Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет — требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. В его жизни появляется: «нужно делать», «должен», и как следствие все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».

В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно Родителям надо быть хитрее, предлагать сделать что-то так, чтобы сын или дочка захотели выполнить по своей воле. Например вспомнить про авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

К 7 годам ребенок накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. Родители могут опираться на этот опыт. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать — наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой — мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

Одна из главных проблем кризиса 7 лет — непослушание. Очень важно родителям изменить стиль общения с ребенком: без приказов, а только диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если школьник отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.

Сохранение детства

В кризисный период происходит процесс взросления, но надо помнить, что ваши дочка или сын все еще остаются детьми. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории — это позволит сместить авторитарную роль с родителей. Важно учиться вместе своим ребенком, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

Важно, чтобы все члены семьи придерживались простых правил: объясняли; слушали; советовались; исключили насилие; предоставляли личное время; не относились к ребенку как к собственности.

Важно помнить, что кризисное состояние — это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых — помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Удачи Вам в общении с ребенком и в его развитии!

Уважаемые родители!

 Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 2 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.