ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Самой главной особенностью, физической особенностью является перестройка организма
Это как гормональная перестройка, так и физическая – дети растут, у них появляются вторичные половые признаки, соответственно повышается утомляемость, случаются частые перепады настроения, нестабильный эмоциональный фон, перепады настроения.
В подростковом возрасте, в 12-18 лет, а сейчас уже намного раньше, происходит гормональная перестройка и в связи с этим подросток ведет себя немного странно для родителей.
Милое, доверчивое создание, которым было легко управлять все эти годы, постепенно исчезает и появляется какая-то новая совершенно личность. И отношения с таким ребенком надо уже выстраивать заново.
Тот формат взаимодействия, как был раньше будет уже неэффективен.
По той простой причине, что гораздо сложнее становится ими управлять и они уже не хотят так слушаться родителей, они хотят автономности, свободы, каких-то самостоятельно принятых, пусть и ошибочных решений.
Вторым немало важным фактором и особенностью подросткового возраста является социальное развитие детей
То есть, это переход от детства к самостоятельной жизни, ответственности. Ребенок хочет чувствовать себя наравне со взрослым. Он хочет принимать сам решения, он хочет доказывать всем раз за разом, что он тоже может.
Подростки не мыслят себя детьми, хотя безусловно для нас для взрослых они всё еще остаются детьми, но для них это совершенно не так. Они уже считают себя взрослыми и это очень важно учитывать, когда мы общаемся с подростком.
Нельзя никогда обесценивать какие-то их решения, действия. Потому что подростки очень на это сильно обижаются. Им неприятно как их какие-то пусть и ошибочные решения, ставят под сомнения, когда насмехаются над их интересами, называют глупостью.
Ну или очень часто такое бывает, когда ребенок первый раз влюбляется и что-то пошло не так в этих отношениях, родители говорят ему «Ой, да ты ещё себе 100 тысяч таких найдешь».
Или «Ой, да какие у тебя проблемы?! Вот когда вырастешь, будешь работать…вот тогда будут проблемы, перестань…», обесценивание, очень сильно ранит, очень глубоко ранит ребенка и скорее всего, в другой критической ситуации он к родителю больше не обратится. Потому что, обратившись раз, он получил такой пренебрежительную реакцию и будет уже сложно довериться снова.
Следующей особенностью подросткового возраста является смена ведущей деятельности
От образовательной, от учебной деятельности, от игровой, которую уже прошел ребенок. Основным видом его деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками, друзьями. Ему очень важно находиться в референтной группе, очень важно влиться в какой-то коллектив, стать его частью. И не в коем случае нельзя этому препятствовать.
Достаточно странно, когда ребенок в подростковом возрасте уделяет всё внимание учебе, в таком случаем можно задуматься «всё ли с ребенком в порядке?», потому что конечно для них социальное развитие крайне важно.
Конформизм, как особенность подросткового возраста
Которая как раз-таки вытекает из предыдущей. Конформизм – то есть это их отчаянная потребность кому-то подражать, стать частью какой-то группы. Сейчас таких течений уже меньше выражены, раньше это были «Эмо», «Готы», «Рокеры», «Скнхеды», «Панки», а сейчас «Анимэ», «Квадробинг» и т.д.
Ребенку очень важно найти какую-то референтную группу, в которой его примут, в которой ему датут возможность раскрыться, в которой его поддержат, поймут. Там, где он сможет свободно себя выражать.
Потому что родители стараются как правило подогнать своих детей под какие- то идеалы, нормы, которые они считают верными. А у ребенка огромная потребность выразить себя, с помощью разноцветных волос, пирсинга, татуировок, какой-то необычной одежды. И эту потребность в этом возрасте надо принимать, потому что в этот период ребенок прощупывает свои границы. Прощупывает куда он может пойти, как он может выразить себя. Потому что словами, карьерными достижениями он себя пока выразить не может. Он не умеет этого. Но желание быть индивидуальностью у него уже стремится наружу и пока выражается вот в таком вот формате.
Как мы уже говорили, учебная деятельность отходит на второй план, ребенок начинает говорить «мне эта физика никогда в жизни не пригодится», все подростки стремятся вбирать себе предмет, вот этот важен для него – буду на него ходить, а этот не важен – его я буду прогуливать. И в этот период на ребенка давит очень сильно потребность определения себя в будущем.
Но здесь такой очень интересный момент, когда взрослые спрашивают у подростка «Кем ты хочешь стать?» мы всегда имеем ввиду профессию, выбор этой профессии. Кем ты хочешь стать инженером, врачом, военным, учителем?
Когда этот вопрос слышит подросток, у него в голове решаются более глобальные проблемы, у подростка решается проблема не то, кем быть в профессиональном плане, а кем быть вообще, кем ему быть в этой жизни. Он не знает будет ли он счастлив например, работая военным или банкиром. Он видит родителей и родители всегда создают у подростка впечатление того, что они счастливы, что они довольны своей жизнью, что им нравится выбранная ими специальность. И ребенок не знает по какому пути ему отправиться, чтобы тоже быть счастливым. Потому что на самом деле, любой человек хочет быть счастливым, а не просто реализовывать свою профессиональную и бытовую какую-то социальную функцию. И вот это стремление к счастью, через вопрос «кем быть?», подросток изо всех сил пытается решить, а тут на него давят со всех сторон «В какой институт пойдешь, куда будешь подавать документы?», а у него гораздо более глобальная задача, которая не связана с институтом, а вообще с самоопределением в жизни. Не только в профессиональной жизни.
И безусловно все эти вопросы по поводу того, кем я стану, как мне стать кем-то? — они порождают такое чувство взрослости. Это отношение к себе, как к взрослому, формируется в этом возрасте критичность мышления. Ребенок позволяет себе подвергать сомнению те или иные установки взрослых, семейные традиции, семейные устои, обычаи принятые в обществе. Такое противопоставление себя миру. Подростку очень важно доказать, что я тоже взрослый, я тоже уже могу диктовать какие-то условия, я тоже могу с вами на равных обсуждать что-то или участвовать в принятии каких-то важных решений.
И вот здесь очень важный момент:
С этого возраста с детьми надо договариваться. Потому что если общение до сих пор будет идти в такой авторитарной форме, то общение с вашим подростком скорей всего сойдет на нет. В этот период подросток учится быть ответственным, самостоятельным. Принимать решения. Делать выбор. Будет здорово, если родители в этот период будут рядом в качестве поддержки и опоры.
Гавриленко Татьяна Ивановна,
педагог-психолог консультативной службы «Современный родитель»
Уважаемые родители!
Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 2 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.