Главная

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЛОХО ЕДЯТ И К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ НАСИЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ

Ребенок-малоежка вызывает у родителей опасения. И накормить малыша во что бы то ни стало пытаются не только бабушки, для которых это задача номер один, но и молодые, не знавшие голодных времен, современные мамы и папы. Правы ли они в своих стремлениях?

Наверняка многие из нас видели картину (а то и сами были ее участниками в какой-то из ролей), когда ребенок сопротивляется, не ест или выплевывает еду, а взрослый всеми силами стремится переубедить его. И для того чтобы скормить «капризуле» содержимое тарелки, в ход идет и мягкое «За маму, за папу, за бабушку…», и жесткое «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь».

Почему родители так поступают

Часто, заставляя ребенка поесть любой ценой, родители становятся заложниками стереотипного мышления и усвоенных ими самими в детстве привычек и установок. Во-первых, широко распространено убеждение, что ребенок — существо неразумное, и если ему позволить, он будет питаться одними сладостями. Только взрослые могут знать, что нужно малышу и в каких количествах.

Во-вторых, многие родители воспринимают отказ ребенка от еды как проявление непослушания и неуважения. «Мама так старалась, а ты не ешь».

В-третьих, считается, что если ребенок не ест, значит, он заболел,

В чем таится опасность

Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, не испытывает чувства голода в данный момент. Ни в одной из этих ситуаций заставлять ребенка есть нельзя. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и формирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до булимии и анорексии.

Последствия пищевого насилия для физиологии

  1. Нарушения обмена веществ.
  2. Спазм желудка и других органов пищеварения (физиологическая реакция сопротивления на прием пищи без желания).
  3. Возникновение и развитие нарушений в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы.
  4. Сбой саморегулирующейся системы организма.

Последствия пищевого насилия для психики

  1. Фрустрации, связанные с насилием над личностью.
  2. Возрастающее психологическое сопротивление ребенка (осознаваемое или подсознательное), не всегда открыто выражаемое (не все дети способны на открытый протест).
  3. Стресс, сказывающийся как на физическом, так и на психическом здоровье.
  4. Изменения в поведении (упрямство, плаксивость, агрессивность). Утрата доверительных отношений с родителями.
  5. Страхи.
  6. Неврозы.
  7. Снижение способности к волевому регулированию поведения.

Как поступить родителям

Если малышу не нравится какой-то конкретный полезный продукт, используем правило: предлагать его до десяти раз с интервалом в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно схитрить — спрятать брокколи в запеканку. Если и после десяти раз следует категоричный отказ, значит, нужно заменить этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.

Важно выработать режим: есть в одно и то же время и стараться не нарушать расписание, причем это касается всех членов семьи. Исключить перекусы, призванные накормить ребенка «хоть чем-нибудь», если он не поел в положенное время.

Никогда не кормить ребенка «под телевизор» или другие развлекательные мероприятия.

Родители должны стать для малыша примером. Если взрослые едят одни продукты, а ребенку предлагают совсем другие, убедить его есть будет невозможно.

В развитии ребенка есть такой период, примерно с года до двух лет, когда он останавливается на каком-то понравившемся ему наборе продуктов и больше ничего не хочет. Может год есть одни только макароны и курицу или только картошку. Но организм так ловко устроен, что за этот год он не понесет потерь. Не настаивайте на еде. Сажайте ребенка за общий стол, предлагайте ему разные продукты, давайте брать их в руку: постепенно он расширит свой рацион.

Хороший способ выработки правильных пищевых привычек — предоставить ребенку право выбора за столом. Пусть он сам решит, что именно из стоящих на столе блюд и в каком количестве положить ему на тарелку.

Иногда родителям только кажется, что ребенок мало ест. Разобраться в этом поможет пищевой дневник.

Тому, кто предлагает малышу еду, нужно позаботиться о ее внешнем виде и запахе. Ничто так не пробуждает аппетит, как вкусные ароматы и красивая подача блюда.

Детей нельзя систематически заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят. Наши ловкие приемы съесть еще одну ложечку очень хорошо работают, но совсем не приносят пользы. Послушные дети часто страдают от лишнего веса. Важно не убить в малыше природные инстинкты, которые подсказывают, какой кусочек будет для организма лишним. А наши просьбы съесть еще немного как раз и стирают в ребенке то, что заложено природой.