Главная

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ВРЁТ?

В какой-то момент практически каждый родитель сталкивается с детской ложью. Как правило, у всех это вызывает беспокойство. Чтобы понять, какую стратегию поведения лучше выбрать в такой ситуации, нужно понимать, почему ребенок говорит то, что не соответствует действительности.

Врунишки дошкольного возраста

Когда речь идет о маленьких детях, примерно лет до пяти, как правило, очень сложно отличить попытку преднамеренного обмана от детского фантазирования. В отличие от преднамеренной лжи, фантазии не направлены на то, чтобы ввести кого-то в заблуждение.

Фантазирует ребенок для себя — он создает особую реальность, в которой пребывает. Это свойственно детям с хорошим воображением.

В дошкольном возрасте, когда дети много играют, в их жизни присутствует большое количество воображаемых ситуаций и персонажей. В этот период, если ребенок играет с одуванчиками как с цыплятами, взрослым не стоит объяснять, что это не цыплята, лучше подключиться к игре и вместе с ребенком развивать сюжет: покормить цыплят, поругать их, чтобы не разбегались, а то их может поймать кошка, построить им безопасное укрытие и др.

Если ребенок рассказывает, как он летал в космос, не нужно уличать его во лжи — обсудите с ним, что он видел и куда еще может попасть. Такое поведение взрослых поможет установить близкие доверительные отношения с ребенком, и в более старшем возрасте он сможет прийти и сказать правду, когда это потребует определенной смелости и решимости.

Когда родители внимательны к ребенку, готовы его выслушать, он привыкает к тому, что важен и интересен им.

Маленькие дети, совершив проступок, как правило, говорят, что это сделали не они: например, «Мишка приходил и съел конфеты», при этом у ребенка рот может быть перемазан шоколадом. Является ли это намеренной ложью? Тут очень сложно однозначно ответить, так как в силу возраста они сами искренне верят в ту ситуацию, которую придумали. В этом случае стоит подвести ребенка к зеркалу и поинтересоваться, а почему он сам в шоколаде. Но не надо давить на малыша и требовать признания вины. Попытки показать объективную ситуацию будет достаточно.

Старшие дошкольники и школьники: ложь или фантазия?

Целенаправленная ложь появляется в более старшем возрасте, когда у ребенка возникает потребность избежать наказания или получить выгоду. Сделаем маленькую ремарку и, совершенно не оправдывая ложь, скажем, что попытка обмануть является еще и важным показателем умственного развития ребенка: он достиг того уровня мышления, когда с помощью слов и действий пытается создать выгодную для себя реальность в голове другого человека. Такая децентрация становится доступна ребенку примерно со старшего дошкольного возраста и говорит о важном этапе развития мышления.

Когда речь идет о сознательной детской лжи, то это всегда или попытка избежать неприятностей (будут ругать за двойку, за то, что разбил телефон, не пустят гулять, будут унижать и т. д.), или желание получить какую-то выгоду (незаслуженную похвалу, какое-то поощрение, казаться более значимым и успешным и др.).

Если же ребенок сознательно лжет, значит, он столкнулся с ситуацией, которую пытается решить таким способом.

Это сигнал о том, что у ребенка есть проблема. Поэтому первое, что нужно сделать, — попытаться понять, зачем ребенок лжет, чего ему не хватает и что он пытается получить таким способом.

Устанавливаем причины лжи и учимся правильно реагировать

Возможно, ребенок испытывает такой страх перед наказанием, что не может сказать правду, или ему настолько не хватает внимания и принятия со стороны взрослых, что он использует ложь, чтобы привлечь внимание, или ребенка настолько контролируют, что обмануть становится необходимым, чтобы получить побольше свободы и др. Варианты могут быть самые разные, но в подавляющем большинстве случаев ложь не бывает ради лжи. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно найти причину.

В любом случае, начиная уже с конца дошкольного возраста, нужно говорить с ребенком о том, что врать плохо: ложь разрушает доверие, а без него очень сложно жить вместе.

Человек смог обмануть другого не потому, что он такой хитрый, а потому, что ему доверяли больше, чем он того заслуживал. В следующий раз уже не будут доверять. Восстановить доверие очень сложно. Тут родителям могут помочь примеры из литературы, фильмов, мультфильмов.

Но как бы вас ни захватывали эмоции, говорить с ребенком нужно спокойно. Если он лжет, значит, у него есть проблемы, если вы будете излишне эмоциональны — вы не узнаете о них и не сможете помочь. Нужно дать ребенку понять, что вам важно его благополучие и вы хотите помочь.

Если ложь нанесла вред другому человеку, нужно помочь ребенку найти способ исправить ситуацию.

Часто дети лгут, потому что взрослые создают такую ситуацию, что они боятся сказать правду — боятся бурной реакции и обвинений. Нет ничего хорошего в том, что ребенок, например, разбил телефон, и не стоит оправдывать этот случай, но, если он пришел и честно рассказал о произошедшем, стоит похвалить его за честность и дальше спокойно решать, как поступить с разбитым телефоном.

О важности личного примера и доверительного разговора

Будьте очень внимательны к своему поведению. Взрослым часто свойственны двойные стандарты: мама, например, просит ребенка о чем-то не говорить папе или, если нужно куда-то уехать, пишет в школу записку, что ребенок приболел, и т. д. При этом от ребенка требуют честности, забывая, что именно поступки в первую очередь воспитывают детей.

Когда ребенок становится старше, важно обсудить с ним, что в жизни не все делится на белое и черное, и бывают ситуации, когда сказать неправду или недоговорить — правильное решение. Это может быть связано как с такими простыми ситуациями, как подарок, не оправдавший ожидания, за который нужно просто вежливо поблагодарить, так и с ситуациями, когда нужно скрыть что-то, что может нанести человеку вред.

Для благополучного разрешения обсуждаемой проблемы важно помнить, что столкновение с детской ложью не трагедия, а задача, решение которой ведет к развитию и ваших с ним отношений.

Уважаемые родители! Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.