Главная

ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК. КАК РОДИТЕЛЯМ ВЫСТРОИТЬ ГАРМОНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

Большинство людей сочувствуют детям, которые растут в детских домах и интернатах. Испытывают спектр различных чувств: от ощущения несправедливости, несовершенства мира, возмущения безрассудством их родителей до злости и желания как-то исправить ситуацию, помочь, сделать хотя бы одного ребенка чуточку счастливей.  Если вы подумываете о том, чтобы стать приемным родителем или уже являетесь им, эта статья для вас. Это попытка помочь вам понять своего будущего или настоящего ребенка, понять его внутреннее состояние, самоощущение и подсказать направление, в котором стоит сделать первый шаг.

Дети, разлученные с родителями, «вырванные» из привычной среды, находятся в состоянии сильнейшего стресса. Они теряют ощущение безопасности и определенности, переживают боль утраты из-за разрыва эмоциональных связей с близкими.

Эмоциональная связь – привязанность – важнейшая потребность каждого ребенка. Прочная привязанность основана на проявлении любви и заботы. Такая эмоциональная связь дает ребенку чувство защищенности, ощущение себя в безопасности.

Если ребенок чувствует себя защищенным:

  • его интеллектуальное и эмоциональное развитие более гармонично;
  • у него развивается чувство собственной ценности, базовое доверие к миру;
  • снижается риск задержки психического развития;
  • формируются благоприятные взаимоотношения с окружающими;
  • он получает положительный опыт для своего родительского поведения в будущем.

У детей из детского дома часто нормальный процесс формирования привязанностей нарушен. Эти дети знают, что семьи не безопасны, там могут причинить боль. И сам факт разлучения ребенка с его родителями и/или воспитателями порождает злость и недоверие к взрослым (или миру в целом), что мешает появлению желания формировать новые привязанности.

Несмотря на это, у большинства детей сохраняется привязанность к своим родителям, даже когда с ними небрежно или жестоко обращались потому что:

  • Ребенок вырос в таком окружении, и это все, что он знает или понимает. Отношения в семье приносят ему боль, но являются знакомыми (привычными) для него;
  • Вместо того, чтобы признать вину родителей, он винит сам себя. Это свойственно детям – думать, что родители – хорошие, а дети – плохие;
  • Жестокое внимание (физическое, вербальное, сексуальное) может быть единственным видом внимания, которое получал ребенок. Негативное внимание лучше, чем отсутствие внимания совсем;

Даже если родители жестоко или небрежно обращались с ребенком, вероятно были в их жизни и другие эпизоды, когда они жалели ребенка и были с ним ласковы. В такие периоды позитивные чувства и привязанности ребенка укреплялись.

Для приемных родителей это означает, что ребенку, имеющему прочные привязанности к кровным родителям, легче сформировать новые привязанности.  Для этого им не требуется отказываться от старых. А дети, не имеющие привязанностей или имеющие слабые привязанности, новые формируют с трудом.

Быть приемным родителем означает помогать детям преодолевать задержки развития и формировать новые привязанности.

Сделать это непросто. Многие дети, нуждающиеся в приемной семье или усыновлении, ведут себя вызывающе, с ними трудно установить контакт и доверительные отношения. Им не хватает чувства общего доверия к взрослым, они могут отвергать заботу новых воспитателей, затрудняя взаимодействие даже самым опытным и умелым приемным родителям.

Приемный ребенок  3-х лет и старше может начать вести себя как маленький (проситься на руки к взрослому, просить, чтобы его покачали, покормили, одели). Он это делает неосознанно, восполняя, таким образом, тот этап в отношениях с матерью, который не прожил. Ребенок, имевший опыт физического или сексуального насилия может, наоборот, избегать любого телесного контакта. Дети ведут себя вызывающе, ожидая привычного отношения взрослых. Для того, чтобы сформировались новые, конструктивные способы взаимодействия потребуется достаточно много времени и терпения.

Не только детям трудно формировать привязанность к приемным родителям. Часто и сами родители могут не находить у себя ощущения привязанности к ребенку, по крайней мере, сначала.

Так как же можно развить чувство привязанности? Что может помочь установлению позитивных эмоциональных связей?

  • Последовательное осознание и удовлетворение потребностей детей;
  • Эмоциональное общение, помощь детям в выражении их чувств;
  • Контакт глаз, улыбка; физический контакт (объятия, поглаживание), если ребенок реагирует на него положительно;
  • Беседы о впечатлениях, успехах, переживаниях ребенка;
  • Уважительное отношение к его прошлому;
  • Время, проведенное вместе;
  • Поиск того, что можно делать вместе по обоюдному удовольствию;
  • Поддержание режима дня, ритуалов и обычаев;
  • Выработка правил поведения в новой семье;
  • Последовательность и единство подходов в воспитании обоих родителей;
  • Воспоминания о том, как он попал в приемную семью;
  • Оказание помощи детям в том, чтобы научиться тому, чем и дети и родители смогут гордиться.

Конечно, это всего лишь первый шаг. Шаг навстречу ребенку. Если сформировать прочную эмоциональную связь удалось – значит вы на верном пути, и сделать ребенка хоть чуточку счастливей у вас уже получилось.

Уважаемые родители!

 Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.