Главная

СТРАХ РЕБЕНКА СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ

Ошибки – неизбежная и очень важная часть обучения. Количество ошибок в нашей жизни прямо пропорционально количеству активных действий. Ведь чем больше мы делаем нового, тем чаще ошибаемся.

Практика показывает, что в большинстве случаев нетерпимость к ошибкам и страх неудачи у ребёнка не от природы, а привнесены взрослыми.

Основные причины острой реакции детей на ошибки

Зависимость от похвалы старших. У многих родителей слово «Молодец!» по отношению к своему ребенку можно сравнить со словом-паразитом. Необоснованная похвала не приносит пользы, а делает ребенка зависимым от нее. Формальная похвала не стимулирует к совершенствованию и развитию, потому и не требует усилий для такого одобрения.

Отрицание проблемы. Например, «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны. Но, к сожалению, такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать, что его не понимают, проблему обесценивают, и он остается совершенно один со своей проблемой. Например, некоторые папы не хотят признавать страхи своих сыновей, «настоящий мужчина не боится такой ерунды». В итоге страх загоняется еще глубже и усугубляется.

Пример родителей. Дети интуитивно стараются копировать поведение родителей. Если взрослые очень эмоционально и реагируют на свои неудачи, то ребенок перенимает такое поведение.

Гиперопека. Стремление создать вокруг ребенка идеальный мир без проблем и поражений может нанести ему огромный вред: когда этот мир рухнет, он окажется не приспособленным к существованию в социуме. Задача родителей – знакомить чадо с объективной реальностью.

Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека приводят к формированию страха совершить ошибку.

Такой страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно.

Сравнение с другими детьми. Когда ребенку постоянно ставят в пример достижения других детей, его стремление всегда побеждать может приобрести болезненную форму. А «конкурентов» он буквально возненавидит.

Завышенные амбиции родителей. У родителей стремление сделать своего ребенка лучшим может принимать нездоровую форму. Удовлетворяя свои личные амбиции, они с раннего детства прививают ребенку «комплекс отличника» и растят маленького перфекциониста. Ребенок очень болезненно переживает ошибки и неудачи, потому что боится, что родители перестанут им гордиться и любить его.

Усугубляет ситуацию школа. К сожалению, часто в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Ребенок испытывает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под влиянием страха совершить ошибку, нежели попробовать что-либо сделать.

Что можно сделать до обращения к психологу:

1. Признать страх ребенка, как бы «позволить» ребенку испытывать его. Можно сказать: «делать ошибки – это, на самом деле, может быть страшно», «иногда у тебя что-то может не получиться, поверь, и у меня такое бывает».

Дошкольники и младшие школьники, потерпев неудачу, огорчаются, но сравнительно быстро успокаиваются. Бывает даже, что неудачи могут мотивировать их делать новые попытки, пока не станет получаться намного лучше. Но есть дети, для которых неудача становится настоящим ударом. Они не в состоянии справиться со своими эмоциями, испытывают обиду, разочарование и даже злость. И поскольку они еще не умеют управлять своими эмоциями, то поражение может вызвать истерику, плач, в некоторых случаях злость и агрессию.

Такую реакцию ребенка нельзя игнорировать. Задача родителей – научить ребенка принимать поражение и двигаться к успеху. Ели не сделать этого вовремя, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с социализацией в школе и во взрослой жизни.

2. Побольше узнать у ребенка, чего именно он боится. Пусть расскажет подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.

3. Родителям важно изменить своё родительское программирование и установки на более позитивные. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…

4. Родителям следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, согласуясь с природой своего ребенка, т.е. учитывать особенности своего ребенка. Слишком большое количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным, недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так».

5. Чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются.

6. Родители, разрешите сами себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других.

Ребёнку не нужны «идеальные» родители и учителя. Ему нужны настоящий живые люди вокруг – с достоинствами и недостатками. Дети учатся не только на своём опыте, они копируют поведение взрослых. Анализируйте, рассуждайте, чему вас научила ошибка и как сделать так, чтобы её не повторять.

7. С помощью различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумайте и обыграйте ситуацию победы над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка обязательно принесут свои плоды.

8. Акцентируйте внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты, которые необходимо развивать. Талантом могут быть любые способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть: рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие умения, а также аккуратность, чуткость, желание прийти на помощь и т.д.

9. Отмечайте даже самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался».

10. Не сравнивайте ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.

Не ругайте ребенка за ошибки. Если ошибка уже совершена, то криком этот факт все равно не исправить. Криком вы только испортите настроение и отношения. Ребенок может начать скрывать свои ошибки. Начать врать. А значит, вы не сможете помочь ему в исправлении ошибок. Более того, ребенок начнет бояться совершить ошибку.

Страх парализует. Страх снижает концентрацию внимания, а значит, только усиливает вероятность появления новых ошибок.

Для формирования уверенного поведения ребенка важно выработать у него положительное отношение к ошибкам. Ошибки – это нормально. Это даже хорошо, потому что на ошибках учатся.

Все люди ошибаются. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если бы не было ошибок, не было бы и изобретений. Ошибки нас тренируют. Ошибки нас развивают. Ошибки – это ценный опыт.

Чтобы снять у ребенка страх ошибок, можно рассказывать истории о своем детстве или взрослой жизни, о том, как вы тоже совершали ошибки, а потом их исправляли.

Если не удается самостоятельно справиться, проблемную ситуацию лучше не затягивать, а вовремя обратиться к специалисту.

Уважаемые родители!

 Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 2 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.