Главная

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

В первые годы жизни ребенок неосознанно впитывает все, что его окружает. Поэтому родителям нужно внимательно относиться к тому, что он видит и слышит. Необходимо изначально учить говорить правильно, чем потом переучивать малыша.

Опасность сюсюканья

Иногда родители коверкают язык и облегчают произношение слов. Например, вместо «машина» говорят «бибика» или «кошка» — «киса», «собака» — «ава». Подобные замены допустимы в годовалом возрасте, но чем старше ребенок, тем четче должны быть слова. Даже если ему сложно произносить полностью «автомобиль», то не стоит позволять малышу говорить короткий вариант. Постепенно ребенок привыкнет к звучанию и будет пытаться воспроизвести нужное слово.

Сюсюканье способно спровоцировать задержку речевого развития. Малыш постоянно находиться в упрощенной речевой среде и ему нет смысла стараться меняться. Если младенец слышит грамотные слова от взрослого, то он будет стараться их точно повторить. Ребенок видит артикуляцию разных звуков, повторяет ее в надежде получить нужную фонему. Если не представлять ему поле для таких попыток, то речи будет не на чем развиваться.

Воспитываем культуру речи

С ранних лет ребенка нужно окружать правильной атмосферой. При правильном подходе можно выработать хорошие предпосылки к повышенному уровню грамотности. Для этого малышу каждый день перед сном читают книжки вслух. Ему нужно показывать картинки, задавать наводящие вопросы, эмоционально проигрывать диалоги. Ребенок должен стать полноценным участником процесса. Подойдут классические сказки с хорошими иллюстрациями — Чуковского, сборники сказок народов мира, детские мифы и многое другое. Среди родителей можно встретить немало споров о допустимости мультфильмов. Правило простое — не больше 10-15 минут в день.

Но здесь есть небольшая оговорка. Современные мультфильмы не подойдут. Анимация яркая, будоражащая нервную систему, озвучивание делается программами и у героев визгливые интонации. После постоянно просмотра таких видео ребенок начнет хуже реагировать на обычную речь. Лучше ставить классические мультфильмы и включать их только в ограниченный промежуток времени. Дополнительно дают слушать произведения разных композиторов.

Не менее важно и то, как и что говорят люди вокруг малыша. Если взрослые допускают просторечия, диалектные слова и другие ошибки, то ребенок их с точностью воспроизведет. Особое внимание нужно уделить своей речи. Если речь содержит искажения звуков (картавость, шепелявость и т.п.), встречаются неправильные употребления слов:

  1. Покласть туда…;
  2. Польта вешать туды;
  3. ТортЫ нам не нужны и т.п.,

то родителям нужно задуматься о том, как говорить правильно. Мамам и папам всегда стоит помнить, что если ребенок что-то говорит или делает, то он это перенял от взрослых. Поэтому им нужно сначала винить себя, а уже потом исправлять ошибки.

Рекомендации родителям

Воспитывающие ребенка взрослые должны иметь грамотную речь, владеть обширным словарным запасом, уметь интересно рассказывать. Речь взрослого должна стать образцом для подражания ребенку.

Организовать полноценное речевое общение с дошкольником, так как оно ‒ важнейшее из всех существующих средств развития речи. Для этого необязательно выделять специальное время, можно использовать все имеющиеся возможности, например, во время приготовления ужина обсуждать с ребенком блюда, сервировку стола, меню на завтра. Каждая мама найдет тему для совместного обсуждения.

Уже давно классическим средством стала художественная литература. Для чтения нужно выбрать подходящее время, чтобы, не торопясь, прочитать сказку, рассказ, вместе обсудить главных героев, события, определить главную мысль. Если есть иллюстрации, можно сопоставить их с героями и их действиями, спросить мнение дошкольника по поводу того, правильно ли иллюстратор передал характер героев.

Вместе с малышом прослушать рассказ или сказку в исполнении артистов, обратить внимание на интонации, темп, выразительность чтения текста.

В качестве действенного средства развития речи можно использовать книги с красочными иллюстрациями, иллюстрированные альбомы по искусству. Рассматривая их вместе с ребенком, взрослый может обогащать словарь дошкольника новыми понятиями, значениями слов, расширять кругозор.

Правильная организация среды и подбор доступных средств помогут родителям добиться хороших результатов в развитии речи детей.

Уважаемые родители!

 Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 2 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.