Главная

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО СПОРАМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Если решения судов по делам, связанным с воспитанием детей, не исполняются добровольно, их исполнение осуществляется судебными приставами-исполнителями (ст. 79 Семейного кодекса РФ).

Порядок исполнения таких исполнительных документов закреплен в ст. 109.3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ). Так, исполнение требования о порядке общения с ребенком предполагает обеспечение приставом беспрепятственного общения взыскателя и ребенка на условиях, определенных в судебном акте. На практике роль пристава в данном случае сводится к фиксации факта того, препятствует ответчик (в терминологии исполнительного производства – должник) общению истца (взыскателя) с ребенком или нет. Если препятствий нет, исполнительное производство завершается – с возможность отмены постановления о его окончании в случае, когда должник спустя какое-то время начал мешать общению взыскателя с ребенком (ч. 4 ст. 109.3 Закона № 229-ФЗ). Если же факт воспрепятствования общению зафиксирован в рамках действующего исполнительного производства, пристав инициирует привлечение должника к ответственности по ст. 5.35 или ст. 17.15 КоАП. «Самая главная проблема в исполнении исполнительных документов о порядке общения – это отказ ребенка общаться с родителем. Здесь пристав ничего не может сделать: заставить ребенка нельзя».

Исполнение решений, связанных с отобранием и передачей ребенка другому лицу, вызывает на практике больше вопросов. Так, например, приставы могут отказать в возбуждении исполнительного производства, если в резолютивной части судебного решения указано только «определить место жительства ребенка с …» и не говорится об обязанности должника передать ребенка другому родителю, с которым ребенок должен жить на основании данного решения.

Значительные сложности с исполнением решения суда возникают в ситуации, когда ребенок отказывается переезжать к родителю, которому он должен быть передан.

Стоит отметить, что к участию в принудительном исполнении решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу в обязательном порядке должны привлекаться органы опеки, а при необходимости – представитель органов внутренних дел, детский психолог, врач, педагог, переводчик и иные специалисты (п. 2 ст. 79 Семейного кодекса РФч. 1 ст. 109.3 Закона № 229-ФЗ).

ФССП России в упомянутом ранее письме рекомендует приставам, привлекая таких специалистов, ставить перед ними вопросы о том, как при исполнении судебного решения создать условия, исключающие причинение несовершеннолетнему психологической и физической травмы. К примеру, какие действия необходимо предпринять, если ребенок отказывается перейти к одному из родителей. Соответствующие заключения привлеченных специалистов приобщаются к материалам исполнительного производства.

Кстати, несмотря на то, что участие специалистов при исполнении решений о порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем не обязательно, приставы могут привлекать их по своей инициативе на основании ст. 61 Закона № 229-ФЗ. Например, психологов – для выяснения причин, по которым дети отказываются от общения и встреч со вторым родителем.

Поскольку суды исходят из того, что если и после привлечения специалистов ситуация не меняется: ребенок отказывается переезжать к взыскателю или общаться с ним, то такой отказ – исходя из приоритета интересов ребенка – не может быть преодолен мерами принудительного исполнения, ФССП России рекомендует приставам в таких случаях направлять в суд заявления о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.

Родителям в данном случае необходимо научиться договариваться, чтобы разрешить ситуацию без последствий для психологического состояния ребенка.

Чикачева Мария Олеговна, юрист,

 консультант службы «Современный родитель»,

записаться на бесплатную консультацию 84162226247