Главная

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОГРАДИТЬ РЕБЕНКА ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Если подросток сталкивается с проблемами и опасностями в интернете, ему обязательно понадобится помощь близких взрослых. Для того чтобы помочь своему ребенку, родителям нужно знать, что делать, какую поддержку ему оказать и как правильно вести себя в трудной ситуации.

Жизнь современных подростков неотделима от интернета. Они проводят в Сети такое количество времени, что граница между виртуальным пространством и реальностью становится все менее ощутимой. От общения в соцсетях, от увиденного и услышанного в интернете дети испытывают такие же сильные эмоции и переживания, как и в реальной жизни.

Кроме того, проблем и опасностей, с которыми ребенок может столкнуться в Сети, ничуть не меньше, чем в окружающем мире. Особый риск заключается в том, что виртуальное воздействие часто скрыто от близких подростка, ведь не всегда возможно уследить за тем, чем ребенок занят, сидя за компьютером или со смартфоном в руках.

На что обратить внимание родителям

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но обязательно должно привлечь внимание родителей.

Психологические признаки

  • Повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки).
  • Тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию.
  • Зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям.
  • Утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми.
  • Появление навязчивых движений.
  • Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
  • Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям.
  • Стремление показать свое «бесстрашие» окружающим.
  • Стремление быть в центре внимания любой ценой.
  • Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно-бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.

Изменения во внешнем виде

  • Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную).
  • Нежелание следить за своим внешним видом.
  • Наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове.
  • Появление у ребенка дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от незаконной деятельности).

Изменения в поведении (внешние признаки)

  • Конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)).
  • Ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку).
  • Проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида.
  • Участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению).
  • Трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»).
  • Навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу).
  • Коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей).
  • Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения).
  • Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми.
  • Увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости.
  • Участие в поджогах, «играх» с легко воспламеняющимися и взрывоопасными веществами.
  • Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету).
  • Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.).
  • Появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (ведет переписку, общается по телефону с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль).
  • Использование в речи новых, нехарактерных для вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

Для того чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.

Опасности в интернете

Современное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе и негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, интернета, компьютерных игр.

Коммуникационные риски

  • кибербуллинг (интернет-травля);
  • манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры);
  • «незнакомый друг» в социальных сетях.

Технические риски

  • незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и/или распространение их в открытом доступе;
  • повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения;
  • кража персональных данных в результате действия вредоносных программ.

Потребительские риски

  • кибермошенничество;
  • кража личных данных техническими средствами;
  • хищение персональной информации в процессе интернет-шопинга.

Контентные риски

  • «шок-контент» (тексты, фото, видео, аудио);
  • публикации, которые законодательно запрещены и вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения (страх, ужас, отвращение, унижение);
  • просмотр сайтов для взрослых.

В группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в Сети не контролируется родителями.

Что делать родителям

1. Обязательно объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, — правда.

2. Осваивать интернет-технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно если там зарегистрирован ребенок).

3. Использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля, с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в Сети, а также пользование интернетом в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи.

4. Приучать себя и ребенка к конфиденциальности: не сообщать персональные данные, адрес, не рассказывать о материальном состоянии семьи, не делиться проблемами публично.

5. Стать другом своему ребенку в социальных сетях — делиться позитивной информацией, изучать поступающие от него ссылки, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни; если ребенка что-то пугает или настораживает, ему кто-то угрожает в социальных сетях, в переписке, то он обязательно должен сообщить об этом родителям.

6. Договориться о возможности установки на гаджеты ребенка новых программ и приложений только с родительского ведома и согласия.

7. Ограничивать время пользования гаджетами с выходом в интернет. Проведите вместе с ребенком час без интернета, а потом и день без выхода в Сеть.

Как поступить при выявлении тревожных сигналов

Если родители замечают какие-либо признаки деструктивного поведения у ребенка, это означает, что ему требуется психологическая помощь. На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия подростка, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.

Удачи Вам в общении с ребенком и в его развитии!

Уважаемые родители!

 Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.