ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОГРАДИТЬ РЕБЕНКА ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Если подросток сталкивается с проблемами и опасностями в интернете, ему обязательно понадобится помощь близких взрослых. Для того чтобы помочь своему ребенку, родителям нужно знать, что делать, какую поддержку ему оказать и как правильно вести себя в трудной ситуации.
Жизнь современных подростков неотделима от интернета. Они проводят в Сети такое количество времени, что граница между виртуальным пространством и реальностью становится все менее ощутимой. От общения в соцсетях, от увиденного и услышанного в интернете дети испытывают такие же сильные эмоции и переживания, как и в реальной жизни.
Кроме того, проблем и опасностей, с которыми ребенок может столкнуться в Сети, ничуть не меньше, чем в окружающем мире. Особый риск заключается в том, что виртуальное воздействие часто скрыто от близких подростка, ведь не всегда возможно уследить за тем, чем ребенок занят, сидя за компьютером или со смартфоном в руках.
На что обратить внимание родителям
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но обязательно должно привлечь внимание родителей.
Психологические признаки
- Повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки).
- Тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию.
- Зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям.
- Утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми.
- Появление навязчивых движений.
- Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
- Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям.
- Стремление показать свое «бесстрашие» окружающим.
- Стремление быть в центре внимания любой ценой.
- Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно-бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.
Изменения во внешнем виде
- Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную).
- Нежелание следить за своим внешним видом.
- Наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове.
- Появление у ребенка дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от незаконной деятельности).
Изменения в поведении (внешние признаки)
- Конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)).
- Ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку).
- Проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида.
- Участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению).
- Трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»).
- Навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу).
- Коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей).
- Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения).
- Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми.
- Увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости.
- Участие в поджогах, «играх» с легко воспламеняющимися и взрывоопасными веществами.
- Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету).
- Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.).
- Появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (ведет переписку, общается по телефону с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль).
- Использование в речи новых, нехарактерных для вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
Для того чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.
Опасности в интернете
Современное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе и негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, интернета, компьютерных игр.
Коммуникационные риски
- кибербуллинг (интернет-травля);
- манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры);
- «незнакомый друг» в социальных сетях.
Технические риски
- незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и/или распространение их в открытом доступе;
- повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения;
- кража персональных данных в результате действия вредоносных программ.
Потребительские риски
- кибермошенничество;
- кража личных данных техническими средствами;
- хищение персональной информации в процессе интернет-шопинга.
Контентные риски
- «шок-контент» (тексты, фото, видео, аудио);
- публикации, которые законодательно запрещены и вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения (страх, ужас, отвращение, унижение);
- просмотр сайтов для взрослых.
В группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в Сети не контролируется родителями.
Что делать родителям
1. Обязательно объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, — правда.
2. Осваивать интернет-технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно если там зарегистрирован ребенок).
3. Использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля, с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в Сети, а также пользование интернетом в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи.
4. Приучать себя и ребенка к конфиденциальности: не сообщать персональные данные, адрес, не рассказывать о материальном состоянии семьи, не делиться проблемами публично.
5. Стать другом своему ребенку в социальных сетях — делиться позитивной информацией, изучать поступающие от него ссылки, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни; если ребенка что-то пугает или настораживает, ему кто-то угрожает в социальных сетях, в переписке, то он обязательно должен сообщить об этом родителям.
6. Договориться о возможности установки на гаджеты ребенка новых программ и приложений только с родительского ведома и согласия.
7. Ограничивать время пользования гаджетами с выходом в интернет. Проведите вместе с ребенком час без интернета, а потом и день без выхода в Сеть.
Как поступить при выявлении тревожных сигналов
Если родители замечают какие-либо признаки деструктивного поведения у ребенка, это означает, что ему требуется психологическая помощь. На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия подростка, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.
Удачи Вам в общении с ребенком и в его развитии!
Уважаемые родители!
Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро. Консультации оказываются бесплатно.