Главная

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКАК ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность помимо социальной позиции школьника предполагает ориентацию на учебное содержание.

Школа привлекает многих детей, прежде всего своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы на внешние атрибуты школьной жизни — портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них — это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы — «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Но сами эти интересы у 6—7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.

Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном волевой готовности к школьному обучению.

Широко известен следующий эксперимент. Взрослый предлагал ребенку разобрать кучу спичек, осторожно перекладывая их по одной в другое место, а потом уходил из комнаты. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с этой задачей вопреки своему непосредственному желанию прекратить это не слишком увлекательное занятие. Дети 6—7 лет, которые были готовы к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту трудную работу и могли сидеть за этим занятием целый час. Дети, не готовые к школе, некоторое время выполняли это бессмысленное для них задание, а потом отказывались от него или начинали строить что-то свое. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы как бы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации новый учебный смысл.

Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.

Важным аспектом интеллектуальной готовности к школе являются также умственная активность и познавательные интересы ребенка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в их учебной деятельности. Учебное содержание и учебная задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком, а стать мотивом его собственной учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить об их усвоении и присвоении (а не о простом выполнении заданий учителя). Но здесь мы возвращаемся к вопросу о мотивационной готовности к школе.

Таким образом, разные аспекты готовности к школе оказываются связанными между собой, и связующим звеном является опосредствованность различных аспектов психической жизни ребенка. Отношения со взрослым опосредствуются учебным содержанием, поведение опосредствуется заданными взрослым правилами, а умственная деятельность — общественно-выработанными способами познания действительности. Универсальным носителем всех этих  средств и их «передатчиком» в начале школьной жизни является учитель, который на этом этапе становится посредником между ребенком и более широким миром культуры, науки и общества в целом.

Потеря непосредственности, которая является итогом дошкольного детства, становится предпосылкой для вхождения в новый этап развития ребенка — школьный возраст.

Уважаемые Родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе. Для этого ответьте на вопросы, которые покажут уровень психологической (мотивационной, волевой и интеллектуальной) готовности ребенка к школе.

Может ли ваш ребенок:

  1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т.е. не показывать пальцем, а сказать развернутым предложением.
  2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
  3. Понимать и пересказывать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
  4. Четко выговорить свое имя, назвать свой домашний адрес, ИО родителей
  5. Писать карандашом или мелками на бумаге?
  6. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
  7. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  8. Пользоваться ножницами с тупыми концами?
  9. Слушать и следовать полученным указаниям?
  10. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
  11. Сосредоточиться не менее чем на 10-15 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  12. Положительно оценивать себя: я — человек, который многое может?
  13. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
  14. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
  15. Ладить с другими детьми?
  16. И главное: Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться в школе?

Если на большую часть вопросов Вы ответили положительно, то можно говорить о том, что  процесс адаптации ребёнка к школе будет успешен. Если есть вопросы, которые вызвали затруднения – это те моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Ведь  до 1 сентября еще есть время!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой.  Принуждение — это худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте право ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  •  Иногда ставьте себя на место своего ребенка и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Сыч Ирина Николаевна 

  педагог-психолог, консультант

Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям