Атмосфера в семье
На прием к психологу приходят родители и говорят, что с их ребенком что-то не так:
— не слушается, дерзит, устраивает истерики;
— учится плохо, в школу идти не хочет, с ребятами не дружит, невнимательный, ленивый..
— на уроках разговаривает, отвлекается, ничего не успевает, одни жалобы от учителей на него. Дома уроки делать не заставишь. Что только ни делали, ничего не помогает! И наказывали, и телефон (приставку) отбирали, и на улицу гулять не пускали, и ругали, и к совести призывали — ничего не помогает. Как был лентяй, так и остался!
— » СДЕЛАЙТЕ С НИМ ЧТО-НИБУДЬ».
Сами родители часто отрицают необходимость психологической работы с ними, ссылаясь на то, что у них-то все в порядке, это с их ребенком что-то не так.
Но, если начать разбираться, исследовать ситуацию жизни ребенка в семье, условия в которых он учится, его личностные особенности, уровень развития эмоциональной и познавательной сферы, его здоровье, то часто оказывается, что причиной проблем является атмосфера, царящая в семье, эмоциональный фон, в котором живет ребенок или множество причин в совокупности.
Может в воспитании присутствуют явные перегибы, резкая критика личности ребенка, обесценивание его самого и его достижений, родители предъявляют к нему чрезмерные, завышенные требования, не учитывая его возможности, как физиологические, так и психические, возможно, ребенок испытывает физическое насилие и неприятие со стороны родителей или близких.
Возможно, у семьи есть существенные трудности бытового характера или другие проблемы?
Может быть семья переживает кризис, отношения родителей оставляют желать лучшего.
Возможно, существует напряжение в отношениях родителей, или папа ушел от мамы, мама нервничает, срывается на ребенке (детях).
ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ, КОГДА В ДОМЕ НЕ ЛАДНО?
Мама — первый человек, от которого зависит благополучие ребенка с самого начала его жизни.
Психологическое состояние матери непосредственно отражается на психике и эмоциональном благополучии детей.
Если неблагополучно с ребенком, то обязательно нужно разговаривать с мамой, прояснять причины такого поведения или состояния ребенка, собирать анамнез, исследовать семейную ситуацию.
На матери лежит огромная ответственность за воспитание детей и огромный груз повседневных забот. И если с мамой неблагополучно, если у мамы невроз, депрессия, состояние хронической усталости, проблемы, то, в первую очередь, надо уделить внимание ее здоровью, ее эмоциональному состоянию, помочь ей преодолеть жизненный кризис, в котором она могла оказаться.
И это задача близких людей, мужа, семьи. И, конечно, нельзя пренебрегать помощью специалиста.
Рождаясь, ребенок остается тесно связанным с матерью, несмотря на перерезание пуповины, он продолжает оставаться с ней в симбиозе. И то, что переживает и чувствует мать, становится и переживаниями ребенка.
Негативный опыт, полученный в семье, может оставить неизгладимый след в душе ребенка, повредить его самооценке и восприятию себя как личности, что приведет к трудностям с социумом, мнительности, повышенному страху перед неодобрением и к многим другим проблемам в более позднем возрасте.
Атмосфера в семье — это то, что определяет состояние ребенка, влияет на его поведение, нервную систему, успеваемость, общее развитие.
Если папа и мама вместе дружно преодолевают неизбежные трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, если они приходят на помощь друг другу, то ребенок видит эту связь и ощущает свою защищенность.
Если родители конфликтуют, ребенок испытывает стресс, он не чувствует себя в безопасности.
Мама и папа — взрослые, они отвечают за жизнь и здоровье своего ребенка, в том числе, и психическое его состояние.
Мама и папа должны быть в одной связке и сделать все для того, чтобы обеспечить комфорт и здоровую атмосферу в семье и сделать все возможное для благополучия ребенка.
Но это — для зрелых личностей, готовых брать на себя ответственность за себя и жизнь своих близких. Остальным сначала предстоит вырасти до этого уровня…
Каждая семья уникальна, в каждой — свой особенный климат. Родители, естественно, вносят вклад в формирование новой личности, но их влияние — не единственное. Есть еще и друзья детей, педагоги в школе.
И все же ответственность за воспитание и формирование личности ребенка, за то, каким человеком он вырастет, лежит на родителях.
Лучше понять своего ребенка, узнать ответы на вопросы, которые вас беспокоят и получить личную поддержку специалиста, разработанные конкретно для вас индивидуальные рекомендации по воспитанию вашего ребенка можно, обратившись за консультацией к психологу.
Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,
консультант Службы психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям.
Запись на бесплатную консультацию по телефону 8 416 2 226 247