Главная

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ С ДЕТЬМИ В НОВОМ КЛАССЕ

Дети меняют школы и классы не только при смене места жительства, но и при поиске родителями «сильных» педагогов и хороших учебных заведений. Расставаться с друзьями и привычными стенами бывает непросто, как и найти друзей на новом месте.

К моменту прихода «новенького» класс зачастую представляет собой уже сложившийся коллектив: все роли распределены, маленькие группы друзей и приятелей сложены. Многие вновь прибывшие не хотят «навязываться» и ждут, что одноклассники сами подойдут и скажут: «Давай с нами!», но так бывает далеко не всегда. Ребенку необходимо быть активным, если он намерен сдружиться с одноклассниками, и быть готовым к тому, что сверстники не будут думать, как осчастливить и развлечь его, поэтому первый шаг нужно сделать тому, кто вливается в коллектив. В общем, ребенку предстоит адаптация, и поддержка близких в этот момент очень нужна.

В зависимости от возраста дети по-разному принимают перемены. И если старшеклассники нехотя делятся неприятностями, и помочь им сложно, то школьники начальной и средней школы часто рассказывают о том, что их волнует, при доброжелательности и искренней заинтересованности.

  1. В начальной школе дети в большинстве своём неравнодушны к учебе: они старательны, переживают за оценки, и если на новом месте увлечь их, к примеру, новыми интересными занятиями, то адаптация пройдет легко.
  2. У детей среднего школьного возраста могут возникнуть подростковые проявления: замкнутость, негатив, агрессия. Не требуйте пятёрок во время привыкания к новой школе. Для подростка важно найти хорошую мотивацию, например, новые возможности, сильный педагогический состав.
  3. Старшеклассники очень привязаны к друзьям-одноклассникам, поэтому нелегко переносят «перемену мест», нередко впадают в уныние.  Важно дать подростку возможность поверить в свои силы. 

Как поддержать ребенка

  • Относитесь с пониманием к «тратите времени» на встречи с бывшими одноклассниками.
  • Озвучивайте «плюсы» новой школы и настраивайте на позитив.
  • Плотно общайтесь: вместо привычных вопросов «Как дела в школе?» и «Что задали?» формулируйте конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «С кем познакомился?», «Какие сложности возникали?», — так вы сможете держать руку на пульсе, а ребенок проанализировать обстановку.
  • В первое время можно помогать с уроками, если есть сложности: вместе искать информацию, объяснять или находить объяснение тех или иных тем в интернете, обсуждать услышанное и отвечать на вопросы. За ребёнка делать уроки нельзя.
  • На время адаптации сократить количество домашних обязанностей.
  • Практикуйте совместные развлечения: они отвлекут вашего ученика от школьных дел и помогут зарядиться положительными эмоциями, что просто необходимо в это время.
  • Поощряйте новые знакомства сына или дочки. Можно пригласить новых друзей домой и поиграть с ними в какую-либо игру, а после поговорить с чадом о ребятах. Можно договориться с одной из мам одноклассника/одноклассницы и гулять вместе после уроков.
  • Запишите ребёнка в кружок или на секцию, которые посещают его одноклассники, с согласия чада, разумеется. Общие интересы сближают.
  • Пообщайтесь с классным руководителем — нужно знать, как у ребенка проходит адаптация, как к нему относятся одноклассники и ладит ли он с ними. Если вовлекать учителя в данную проблему, то он постарается помочь вашему ребенку стать частью коллектива или понаблюдает за общением детей на переменках.

Как вести себя новичку: советы школьникам

  • Быть вежливым, приветливым, дружелюбным, аккуратным. Люди изначально судят о человеке по внешности и манере поведения — они могут как помочь наладить контакт с одноклассниками, так и помешать.
  • Не слишком активничать, а наблюдать за тем, что происходит в классе — эти наблюдения очень пригодятся.
  • Не прогибаться, не угодничать и не покупать дружбу — ничего хорошего из этого не выйдет.
  • Не говорить одноклассникам о том, что в прежней школе было лучше — ребята примут это за зазнайство.
  • Не хвалиться и ничего о себе не придумывать.
  • Не ябедничать, не настраивать класс против себя.
  • На придирки и подколки отвечать спокойно, голос не повышать.
  • Не соглашаться делать то, чего не хочешь, лишь бы понравиться.
  • Обращаться к взрослым за советом и помощью.
  • Не привлекать всеми силами внимание.

Хороший способ поговорить о том, как сын или дочь привыкает к новой школе, — ввести традицию «вечерней свечи» — как в летнем лагере. Каждый вечер зажигать свечу и под ее горение всем членам семьи рассказывать о том, как прошёл день. Младшие школьники могут рассказать о трёх счастливых и трёх грустных моментах. Пусть эти моменты будут без осуждения и критики.

Помогите своему школьнику не потерять уверенность и остаться собой при переходе в новую школу!

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.

Запись на бесплатную консультацию по телефону 8 416 2 226 247