О НАРУШЕНИЯХ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.
Нарушения письма обозначают следующими терминами:
аграфия – полная неспособность к усвоению письма;
дисграфия – специфическое нарушение письма.
Нарушения чтения называют:
алексиия – полная неспособность к усвоению чтения.
дислексия – специфическое нарушение чтения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Об этом говорят только в том случае, когда ребенок регулярно допускает следующие ошибки:
При письме:
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1. пропуски гласных букв: всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
3. замена слов по звуковому сходству;
4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
5. пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
4. зеркальлное написание букв: с, э, ю;
5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
При чтении:
- Ошибки угадывающего чтения
- Аграмматизмы
- Смешения букв, обозначающих звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство.
- Перестановки букв и слогов (реверсии).
- Перестановки слов.
- Пропуски и добавления букв
- Пропуски слогов
- Пропуски слов
- Пропуски и повторы строк
- Неправильная постановка ударения
- Смешения оптически сходных букв
- Антиципации букв. Антиципации представляют собой патологические предвосхищения: замены буквы прогрессивного характера — одна из букв слова заменяется на другую, более удаленную по расположению в слове (малы-мылы)
- Персеверации букв. Представляют собой патологическое «застревание» — регрессивную замену буквы в слове. Уже прочитанная буква повторяется снова, заменяя собой какую-либо другую букву
- Ошибки интонационного обозначения границ предложения
- Несоблюдение норм орфоэпии при чтении слов
Обязательным критерием заключения о нарушении чтения и письма является наличие регулярного школьного обучения.
В дошкольном возрасте или в 1-м классе можно говорить лишь о предрасположенности к нарушениям чтения
Учитель-логопед,
консультант Службы «Современный родитель»
Якимишина Галина Родионовна