Главная

О НАРУШЕНИЯХ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

Нарушения письма обозначают следующими терминами:

аграфия – полная неспособность к усвоению письма;

дисграфия – специфическое нарушение письма.

Нарушения чтения называют:

алексиия – полная неспособность к усвоению чтения. 

дислексия – специфическое нарушение чтения.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Об этом говорят  только в том случае, когда ребенок регулярно допускает следующие ошибки:

При письме:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

1. пропуски гласных букв: всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;

2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;

3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;

4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;

5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;

6. перестановки букв и слогов: онко-окно;

7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;

8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;

9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;

10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;

11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;

2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;

3. замена слов по звуковому сходству;

4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;

5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

4. зеркальлное написание букв: с, э, ю;

5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

При чтении:

  1. Ошибки угадывающего чтения
  2.  Аграмматизмы
  3. Смешения букв, обозначающих звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство.
  4. Перестановки букв и слогов (реверсии).
  5. Перестановки слов. 
  6. Пропуски и добавления букв 
  7. Пропуски слогов 
  8. Пропуски слов 
  9. Пропуски и повторы строк 
  10. Неправильная постановка ударения
  11. Смешения оптически сходных букв
  12. Антиципации букв. Антиципации представляют собой патологические предвосхищения: замены буквы прогрессивного характера — одна из букв слова заменяется на другую, более удаленную по расположению в слове (малы-мылы)
  13. Персеверации букв. Представляют собой патологическое  «застревание» — регрессивную замену буквы в слове. Уже прочитанная буква повторяется снова, заменяя собой какую-либо другую букву
  14. Ошибки интонационного обозначения границ предложения 
  15. Несоблюдение норм орфоэпии при чтении слов

Обязательным критерием заключения о нарушении чтения и письма является наличие регулярного школьного обучения.

В дошкольном возрасте или в 1-м классе можно говорить лишь о предрасположенности к нарушениям чтения

Учитель-логопед,

 консультант Службы «Современный родитель»

Якимишина Галина Родионовна