Главная

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ

Идем к заветной цели

Каждый человек склонен к определенной манере общения и поведения. Она отражается и на воспитании детей. Редко можно встретить родителей, которые придерживаются строго какой-то одной тактики. Как правило, тактики смешиваются, но все-таки преобладающие тенденции можно выделить. Тут все, как и в военном деле (откуда пришли термины «тактика» и «стратегия»), зависит от цели.

Стратегия — это глобальный план действий для достижения цели, а тактика — конкретные шаги, предпринимаемые в данный момент и помогающие двигаться вперед. Каковы же цели воспитания?

Согласно масштабному исследованию, в котором приняли участие представители десяти стран, родители делятся на три группы. Одни хотят воспитать своего ребенка послушным, другие — успешным, третьи — счастливым.

Это широкие понятия: послушный — значит, чтущий традиции, хорошо социализированный, удобный член общества; успешный — материально обеспеченный, самореализовавшийся, достигший высоких результатов; счастливый — испытывающий комфорт в отношении себя и окружающих.

Поэтому прежде всего родители должны ответить себе на вопрос: «А какую цель своей воспитательной деятельности преследую я?» (Она может быть другой, не совпадающей с формулировками исследования.) И в зависимости от поставленной цели формировать и применять в семье стиль воспитания на основе выбранной тактики.

Изучаем тактики и стили воспитания

Тактики:

  • Сотрудничество
  • Опека
  • Диктат
  • Невмешательство

При преобладании в поведении родителя той или иной тактики будет формироваться стиль воспитания. В случае сотрудничества мы учитываем интересы ребенка и находимся с ним в близком контакте. Он выступает как равный участник взаимодействия. В результате формируется авторитетный стиль воспитания.

При опеке мы учитываем интересы ребенка, часть усилий для удовлетворения его потребностей берем на себя. Если мы очень часто применяем опеку, это формирует либеральный стиль воспитания, в котором ребенок чувствует себя свободным. К нему не много требований. При этом существует высокая эмоциональная близость, и в данном стиле вполне возможно комфортно существовать.

Диктат — это когда родитель решает, что будет делать ребенок. Взрослый берет на себя ответственность за все, а остальные слушаются его. Постоянный диктат приводит к авторитарному стилю. В действительности и этот стиль может быть очень комфортным. Тут все будет зависеть от качеств руководителя и его ресурса.

При невмешательстве мы позволяем ребенку делать то, что он хочет, и не участвуем в процессе. Ребенок свободен в своих проявлениях, и это формирует индифферентный стиль воспитания, и в нем тоже есть свои плюсы.

Разбираемся, для чего нужны разные тактики

В зависимости от того, какой стиль воспитания был у ребенка в детстве, формируются особенности его личности. Тактики сами по себе не хорошие и не плохие. Дело в количестве применяемых тактических ходов и в умении правильно их использовать.

Опека

Чем ребенок младше, тем ее больше.

Что дает: чувство безопасности, эмоциональную близость, открытость, умение заботиться о других и принимать заботу.

Нужна, когда:

  • ребенок не умеет чего-то;
  • ребенок нуждается в поддержке (волнуется, болеет);
  • необходимо сопереживание (контейнирование эмоций);
  • идет подготовка ко сну.

Невмешательство

Что дает: самостоятельный опыт, инициативность, любопытство, умение заботиться о себе, понимание своих возможностей, возможность наблюдения за насыщенной жизнью родителей и их примером.

Нужно, когда:

  • ребенок в знакомой обстановке, ему не грозит опасность;
  • ребенок хочет попробовать что-то сам;
  • ребенок нуждается в доверии;
  • ребенок нуждается в зоне свободы.

Диктат

Что дает: снижение тревоги, уважение авторитетов, умение считывать правила и следовать им, облегчение адаптации в социальных институтах, уберегает от гнева родителей и отвержения, служит сохранению традиций и ценностей.

Нужен, когда:

  • грозит опасность;
  • есть задача в установлении режима;
  • родитель принял решение, что «будет так»;
  • ребенок растерян, устал, нуждается в ведущем взрослом.

Сотрудничество

Что дает: умение договариваться, чувство самоценности, лидерские качества, умение работать в команде.

Нужно, когда:

  • спокойная обстановка;
  • совместная деятельность;
  • родитель готов принять выбор ребенка;
  • ребенок в ресурсе;
  • есть достаточное количество времени на выполнение задачи.

В использовании той или иной тактики важны мера и своевременность. Потому что любое действие, например, надевание колготок на ребенка, может быть и в виде опеки, и в виде сотрудничества, и в виде диктата. Все зависит от эмоционального состояния родителя и ребенка и правильности выбранного момента.

При перекосах опека превратится в гиперопеку, сотрудничество трансформируется в диктат, диктат перерастет в насилие и жестокое обращение, а невмешательство приведет к попустительству. И страдать в таких ситуациях будут не только дети, но и сами родители, так как ситуация станет неуправляемой.

Поэтому, как опытные тактики, в каждых конкретных обстоятельствах ориентируемся на возраст ребенка, его и свое эмоциональное состояние, настроение, временной ресурс и решение сиюминутной задачи. Главное — соблюдать баланс.

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.

Запись на бесплатную консультацию по телефону 8 416 2 226 247