О НЕДОПУСТИМОСТИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Как сделать воспитание психологически безопасным? Какое бывает насилие? Что такое наказание и для чего оно нужно?
Все хотят своим детям только хорошего, но даже в благополучных семьях родители часто используют в качестве мер воздействия на ребенка телесные наказания, запугивание, лишение общения и прогулок. При этом большинство взрослых понимают, что такая практика нарушает права ребенка и может стать причиной нарушений в физическом и психическом развитии, но поменять свое поведение родители могут не всегда.
Нередко жестокое общение с ребенком носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. Труднее всего обнаружить жестокое отношение к ребенку именно внутри семьи. В отношении детей выделяют четыре основных вида насилия.
Виды насилия
Физическое
Преднамеренное нанесение физических повреждений: удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека).
Основной причиной возникновения физического насилия в семье могут быть особенности личности ребенка (наличие отклонений, неизлечимой болезни, нарушений физического или психического развития), несоответствие поведения ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, агрессивность.
Второй причиной могут быть особенности личности самих родителей: повышенный уровень тревожности и раздражительности, низкий уровень контроля собственных действий, уверенность в необходимости физических наказаний, педагогическая некомпетентность, наличие опыта жестокого обращения в собственном детстве, ощущение безграничной власти над своим ребенком.
Третьей причиной могут стать: такая атмосфера в семье, когда нарушаются детско-родительские отношения, неумение родителей адекватно выражать свои эмоции, психические заболевания у родителей, вынужденное исполнение роли родителя (нежеланный ребенок).
Психологическое
Психологическое насилие лежит в основе всех остальных видов насилия и характеризуется прежде всего нарушением привязанности между родителем и ребенком. Оно проявляется отвержением (неприятием и унижением ребенка, в том числе публичным), терроризированием (угрозами и запугиванием), изоляцией, эксплуатацией, игнорированием (отсутствием эмоционального отклика). По отношению к ребенку звучит постоянная критика, к нему применяются не соответствующие возрасту требования, за невыполнение которых применяются наказания.
Сексуальное
Это вовлечение ребенка с его согласия или без него в сексуальные действия. К сексуальному насилию относятся все виды сексуальных контактов, демонстрация ребенку половых органов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок, эксгибиционизм, подглядывание за ребенком, разговоры или телефонные звонки сексуального характера, демонстрация эротической продукции.
Причиной сексуального насилия, безусловно, являются психические отклонения и заболевания взрослых.
Пренебрежение основными нуждами ребенка
Это нежелание или неспособность родителей удовлетворить основные потребности ребенка — отсутствие питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, отказ от лечения, оставление ребенка без присмотра. В результате у ребенка нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его развитию.
В результате насилия изменения происходят во всех сферах жизни ребенка: эмоциональной, когнитивной, поведенческой. Нарушается его здоровье и психическое развитие.
На самом деле у родителей существуют разные мнения по поводу методов воспитания и представления о насилии.
Мифы о насилии и реальность
Чаще всего насилию подвергаются дети в неблагополучных семьях
В действительности насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами.
Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
В реальности физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения, желание отомстить, они усиливают у ребенка состояние ярости, гнева, агрессии. При этом прививаемые таким путем нравственные нормы не усваиваются ребенком и не становятся его внутренними ценностями.
Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение
Только взрослые ответственны за то, какие способы — насильственные или нет — они будут применять для воспитания.
Случаи сексуального насилия в отношении детей — редкость
По статистике, случаи сексуального насилия над детьми встречаются в три раза чаще, чем случаи избиения.
Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами
80% взрослых, совершающих сексуальное насилие над детьми, — знакомые детям люди, 45% из них — это родственники.
Сексуальному нападению со стороны взрослых в основном подвергаются подростки
Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста.
Как правильно наказывать
Вопрос наказаний вызывает очень много споров. Нужно ли наказывать? Каким образом это делать? За что и как часто? Главное — не путать наказание с жестоким обращением. Наказание имеет право быть, потому что дает возможность ребенку понять, что его действия могут привести к негативным последствиям. Но родителям следует помнить, что любой метод наказания действует лучше, если он применяется редко. При слишком частом наказывании дети становятся лживыми, изолированными, у них появляются страхи и ответная агрессия.
Как не превратить наказание в жестокое обращение
- Наказывая, подумайте: «Зачем? Для чего?» Многие родители забывают основной смысл наказания и превращают инцидент в срыв: ребенок довел — я накричал. Наказывать необходимо для того, чтобы создать условия для позитивных изменений.
- Наказание никогда не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, наказывать или нет, — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай».
- За один раз можно наказать только за один проступок. И чем меньше ребенок, тем короче наказание.
- Запоздало не наказывать: за давностью все списывается. Если выяснилось, что ребенок что-то совершил неделю назад, смысла наказывать уже нет.
- Наказан — значит прощен. Страницу жизни перевернули — и никаких напоминаний.
- Нельзя наказывать лишением любви и заботы. Это базовые потребности ребенка, они не должны страдать.
- Нельзя использовать как наказание физическую и умственную работу.
- Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как превосходство сильного взрослого над слабым ребенком.
- Наказание не должно формировать страх. Оно необходимо для того, чтобы ребенок изменился, стал лучше, столкнулся с последствиями своего поведения.
Нельзя наказывать за:
- естественную познавательную активность;
- возрастные и физиологические особенности (гиперактивный, плохо ест, не засыпает один);
- отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации;
- проявление естественного чувства (например, ревность к младшим);
- неосторожность (испачкался на прогулке, пролил сок из чашки и т. п.).
Правила эффективного общения
Как наладить общение и контакт между взрослыми и детьми.
- Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, без оскорблений и унижений.
- Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, придерживайтесь его без колебаний.
- Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
- Поддерживайте ребенка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда у ребенка что-то не получается.
- Демонстрируйте взаимное уважение. Проявляйте доверие к ребенку, уверенность в нем, уважение к личности. В доме очень важно создавать атмосферу любви и жизнерадостности.
Если в семье царит доверительная атмосфера, наказания могут и не понадобиться.
Куда обращаться за помощью
Когда с проблемой не получается справиться самостоятельно, можно получить поддержку, обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону).
Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416) 2 226-247 и/или обратиться в Службу на сайте родители28.амур-иро.рф, выбрав специалиста. Консультация бесплатная.
Также каждый родитель и ребенок, может обратиться за бесплатной (анонимной) консультацией по телефону «горячей линии» детского телефона доверия 8 (800)-2000-122.
Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,
консультант Службы психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям