Главная

Учим детей разрешать конфликты

ЧТО ПОМОЖЕТ НАЙТИ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫХОД ИЗ ССОРЫ

Спорные ситуации разной степени интенсивности случаются в жизни и взрослых, и детей. Как поступать в таких случаях? Что предпринять, чтобы погасить конфликт? Почему некоторые ведут себя в споре агрессивнее других? От чего зависит манера поведения?

Целенаправленно ссориться мало кто любит, ведь конфликты обладают большим количеством деструктивных функций: приводят к неудовлетворенности и плохому самочувствию, уменьшают степень сотрудничества, сворачивают взаимодействие между конфликтующими сторонами, увеличивают враждебность, закрепляют в сознании насильственный способ решения проблем.

Если в детском возрасте это могут быть кидание песком и обзывалки, то в подростковом возрасте склонность к конфликтам способна привести к более тяжелым последствиям, вплоть до нарушения общественных норм и законодательства.

Но несмотря на все негативные стороны, в конфликтах есть и польза.

Позитивные конструктивные функции конфликта:

  • В споре рождается истина.
  • Происходит разрядка напряжения.
  • Мы получаем сведения о другом человеке, узнаем его. В этом заключается коммуникативно-информационная функция конфликта.
  • Связующая функция, в ходе осуществления которой люди могут проверить друг друга и даже сблизиться.
  • Функция стимулятора и социальных изменений.
  • Помощь в переоценке ценностей.
  • Конфликт гарантирует развитие общества путем вскрытия противоположных интересов.
  • На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в обществе. Ссоры, конфликты, драки — неизбежное явление детской жизни.

Как ссорятся дети

Конфликты дошкольников бывают внешними и внутриличностными. Первые возникают в сфере деловых отношений, в общении с окружающими, вторые появляются лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка и он сам осознает это.

Обидчивость, агрессивность, подозрительность, враждебное отношение к другим, разрушительность, непослушание и др. — наиболее распространенные формы поведения ребенка в ситуации реального конфликта.

ГРУППЫ ДЕТЕЙ СО СКЛОННОСТЬЮ К КОНФЛИКТАМ

«Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтные ситуации. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами сверстников и, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их.

«Я лучше других». Такие дети тоже часто конфликтуют, остро, эмоционально и активно. Навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Они стремятся привлечь внимание к себе.

«Я главный». Конфликтов у таких детей уже меньше, чем у первой и второй группы. Эти дети — вожаки, командиры, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем. Во взаимодействии со сверстниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в случае выгоды.

«Я за себя постою». Для них очень важно мнение сверстников, они очень боятся ущемления своих интересов. Стремятся показать свою значимость, чтобы сверстники признали их ценность.

«Я хороший». Это менее конфликтные дети по сравнению с другими группами, но они тоже сосредоточены на себе и опасаются отрицательных оценок. При любой удаче они привлекают внимание к себе.

Проявления склонности к конфликтам могут быть разными, но самое неприятное из них — агрессивное поведение.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ

Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психического вреда или ущерба.

Агрессивность — проявление агрессии, склонность действовать враждебно, агрессивно.

Агрессивное поведение — мотивационное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность может использоваться как способ ослабления тревожности или как защитная форма поведения, с помощью которой тревожность скрывается от окружающих и самого себя.

К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения детей относятся:

  • физическая агрессия;
  • устная агрессия;
  • разрушительность;
  • непослушание;
  • обидчивость.

Почему одни дети более склонны к агрессии, чем другие?

Причины агрессии в конфликтной ситуации:

  1. Неприятие детей родителями.
  2. Безразличие или враждебность со стороны родителей.
  3. Неуважение к личности ребенка.
  4. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
  5. Запрет на физическую активность.
  6. Плохое самочувствие, переутомление.
  7. Чрезмерный просмотр по телевизору и в интернете сцен насилия.
  8. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими, социальными причинами.
  9. Самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка.

Агрессивность проявляется, если:

  • родители постоянно ссорятся, а то и дерутся при ребенке;
  • родители относятся к ребенку агрессивно или неуважительно (постоянная критика ребенка, унизительные замечания);
  • родители относятся к ребенку равнодушно;
  • есть чрезмерный контроль или полное отсутствие контроля со стороны родителей;
  • проявляется избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь», — сказал писатель Росс Кэмпбелл.

Причины возникновения конфликтов у детей

Конфликты чаще возникают в игре. Причины конфликтов в игре связаны с отсутствием или недостаточным развитием игровых умений и навыков общения.

На развитие конфликтности оказывают влияние личностные особенности родителей и отношение родителей к детям, а также личностные характеристики самого ребенка.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Создать правила

Прежде всего нужно определить причину и истоки агрессивности ребенка. Затем желательно собрать семейный совет и выработать единую тактику борьбы с проблемой.

Эта тактика непременно должна включать систему семейных табу и единый способ реагирования на нарушения табу.

Научиться обращаться с детьми после конфликта

  1. Резкое слово драчуну и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации.
  2. Отослать, удалить агрессивного ребенка в тихий угол, другую комнату поостыть.
  3. В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее.
  4. Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность.
  5. В отношении агрессивности важно соблюдать постоянство по вопросу пределов дозволенного и недозволенного.
  6. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными.
  7. Нельзя сознательно отвергать факт наличия агрессии у ребенка или не рассматривать его вообще.
  8. Следует помнить, что сцены насилия, драк, демонстрируемые с экранов телевизоров и смартфонов способствуют повышению уровня агрессивности.

ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Научите ребенка идти на примирение. В этом ему помогут стишки-мирилки.

***

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись!

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

* * *

Давай скорей мизинчик свой,

Зацепи его за мой.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы друзья с тобой опять!

* * *

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить.

Потому давай дружить!

* * *

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем.

Раньше дрались,

А теперь нипочем.

Для предотвращения конфликтов еще только на начальном этапе игры, когда нужно выбрать саму игру, ведущего и т. д., отлично подойдут считалки.

Тише, мыши, кот на крыше,

А котята еще выше.

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришел без молока,

А котята «ха-ха-ха».

* * *

Раз, два, три, четыре, пять.

Научились мы считать.

Ну а дальше мы не знаем,

Может, вместе посчитаем?

Шесть — конфеты любим есть,

Семь — мы помогаем всем,

Восемь — мы друзей в беде не бросим,

Девять — учимся на пять,

Десять — кончили считать.

* * *

Катилась апельсинка

По имени Мальвинка.

Уроки не учила

И двойку получила

А потом пошла гулять —

Получила цифру пять!

ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

Назидательный тон и нотации не подходят детям. Они усваивают информацию в игровой форме. Если вы хотите научить ребенка правильно выходить из конфликтной ситуации, необходимо развивать его эмоциональный интеллект и показывать разные пути решения проблем в игре.

Тренируем эмоции

Цель — формирование способов отреагирования различных эмоциональных состояний.

Предложите ребенку изобразить следующее:

Улыбаться, как:

  • веселый ребенок;
  • кот, лежащий на солнышке;
  • человек, встретивший друга.

Нахмуриться, как:

  • грозовая туча;
  • сердитый человек;
  • чудовище, дракон.

Испугаться, как:

  • котенок, на которого лает собака;
  • потерявшийся ребенок;
  • заяц, увидевший волка.

Разбор конфликтных ситуаций

Детям показывают картинки с изображением проблемных ситуаций.

Например:

  • Мальчик хочет играть, но ребята не принимают его в игру.
  • Качели одни, а хочется качаться сразу нескольким ребятам.
  • Ребятам хочется играть, но каждый ребенок предлагает свою игру.
  • Несколько детей одновременно хотят быть водящими в игре.
  • Мальчик ломает постройку у ребят, ему не хватает детали для своей постройки и т. д.

Предложите ребенку ответить на вопросы: «Что изображено на этой картинке? Как поступит (что сделает) в данной ситуации мальчик/девочка (обиженный персонаж)? Что бы ты сделал на месте обиженного ребенка? Как бы ты поступил на его месте?»

Рисование на тему «Ссора»

Цель — формирование способов отреагирования негативного эмоционального состояния.

Предложите ребенку нарисовать ссору так, как он себе ее представляет (или может представить по прочитанному стихотворению).

Рисование на тему «Гнев», «Злость» и пр.

Цель — учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Предложите ребенку нарисовать (или слепить из пластилина) гнев или человека в момент агрессии.

Как можно закончить ссору

Цель — развитие умения анализировать возможные способы разрешения человеком конфликтных ситуаций.

Предложите ребенку ответить на вопросы:

  • Как можно разрешить ссоры между детьми?
  • Что ты делаешь, когда кто-нибудь отбирает у тебя игрушку?
  • Что делаешь, когда кто-то оскорбляет тебя?
  • В чем различие между спором и дракой?

Далее предложите конфликтную ситуацию для анализа:

«Саша и Миша играли в строителей. Саше не хватило одной детали, чтобы закончить постройку, и он схватил деталь с постройки Миши. Тот рассердился, сломал у него постройку».

Разберите с ребенком:

  • Как поступил Миша?
  • Что почувствовал Саша, когда Миша сломал его постройку?
  • Как бы вы поступили на месте Саши?
  • Как можно было поступить Мише?
  • Как бы поступил ты?

Профилактика агрессивного поведения в конфликте

  1. Проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.
  2. Исключите просмотр агрессивных мультфильмов и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.
  3. Уделяйте время и внимание своему ребенку!
  4. Не злоупотребляйте замечаниями.
  5. Не следует вести разговоры об агрессивности, конфликтности ребенка при посторонних людях и уж тем более при сверстниках.
  6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Пресекайте агрессию — как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.
  7. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме.
  8. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.
  9. Не теряйте самообладания.
  10. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него.
  11. Научите ребенка освобождаться от агрессии.
  12. Учите детей прямо заявлять о своих чувствах, а отрицательные эмоции выражать с помощью игровых приемов.
  13. Взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.
  14. Другие способы выражения агрессии — перенос чувств на неопасные объекты — подходят в основном для маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства.

ЕСЛИ НУЖНА ПОМОЩЬ

Вы всегда можете получить поддержку обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру 8 (416 2) 226 247 или на сайте родители28.амур-иро.рф Консультации оказываются на безвозмездной основе, бесплатно.

Гавриленко Татьяна Ивановна – педагог — психолог,  

консультант Службы психолого-педагогической,

методической и консультативной помощи родителям.